Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О проведении эксперимента в 2022-2026 годах в отдельных субъектах Российской Федерации (йоддефицитных регионах) по внедрению в производство обогащенных йодом пищевых продуктов и использованию их в медицинских, дошкольных, образовательных, санаторно-курортных и иных организациях, а также в оптовой и розничной торговой сети"
(подготовлен Роспотребнадзором 05.04.2022 г.)
По данным НМИЦ эндокринологии, дефицит йода на всей территории России приводит к тяжелым последствиям: ежегодно в специализированной помощи нуждаются более 1,5 млн взрослых и 650 тыс. детей с заболеваниями щитовидной железы. Среднее потребление йода жителем России составляет 40-80 мкг в день при физиологической потребности в 150-250 мкг. Вместе с тем, йод является составной частью молекул гормонов щитовидной железы, регулирующих работу эндокринной системы. При йододефицитных состояниях замедляется скорость обменных процессов, снижаются когнитивные функции, развиваются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, болезни обмена веществ. Последствия йоддефицитных состояний - мертворождения, самопроизвольные аборты, аномалии плода, нарушения репродуктивной функции, тиреотоксикозы, умственная и физическая отсталость детей, кретинизм.
Причиной 65% случаев заболеваний щитовидной железы у взрослых и 95% у детей является недостаточное поступление йода с пищей. Ежегодные затраты на лечение и медико-социальную реабилитацию пациентов с йододефицитными состояниями в 5 раз превышает затраты на мероприятия по их профилактике, диагностике и лечению.
По данным форм государственного статистического наблюдения N 63 "Сведения о заболеваниях, связанных с микронутриентной недостаточностью" и N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных_" за период 2010-2019 гг. в целом по Российской Федерации отмечается негативная динамика распространенности различных форм зоба, тиреотоксикоза, синдрома врожденной йодной недостаточности. Отсутствие тенденции к снижению распространенности йоддефицитных заболеваний на протяжении длительного периода времени свидетельствует о недостаточной эффективности реализуемых профилактических мероприятий. В соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" вся используемая в организованном питании детей, пищевая поваренная соль должна быть йодированной. Вместе с тем, пищевая поваренная соль, обогащенная йодом, не должна являться единственным выходом из сложившейся ситуации, в том числе, на фоне рекомендаций о необходимости общего сокращения потребления соли, особенно для лиц с патологией сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом, ожирением и избыточной массой тела. Актуализируется необходимость в выпуске иных видов пищевых продуктов, обогащенных йодом (молоко и молочная продукция, хлеб, мука, макаронные изделия, приправы, соль, продукты животноводства и птицеводства). Наряду с выпуском обогащенной йодом пищевой продукции и обеспечением ее доступности для населения в оптовой и розничной торговой сети, необходима комплексная разъяснительная работа с населением о необходимости восполнения физиологической потребности в жизненно важных микроэлементах, а населению необходимо предоставить выбор ассортимента пищевой продукции, обогащенной йодом. Проект федерального закона предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на профилактику йододефицитных заболеваний в пилотных территориях, формируя базис для производства и гарантированного сбыта обогащенной йодом пищевой продукции при организации питания в медицинских, дошкольных, образовательных, санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и оздоровления, а также в оптовой и розничной торговой сети. Предусмотрена законопроектом системная работа по информированию населения о заболеваниях, вызванных дефицитом йода, последствиях йододефицитных состояний и о способах профилактики негативных для здоровья эффектов.
Законопроект предусматривает реализацию предлагаемых мер и мониторинг их эффективности посредством реализации региональных межведомственных планов взаимодействия, а также формирования на Федеральном уровне межведомственного Совета (Роспотребнадзор, Минздрав России, Минтруд России, Минпросвещения России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, а также представители организаций, осуществляющих научную деятельность в области пищевых технологий и здорового питания), разработки и реализации федеральной государственной информационной системы мониторинга доступности пищевых продуктов, обогащенных йодом, их востребованности населением и снижения рисков нарушений здоровья, связанных с дефицитом йода на территориях эксперимента. Ключевым результатом реализации профилактических мероприятий должно стать снижение рисков формирования йододефицитных состояний, снижение заболеваемости населения, связанной с дефицитом йода. Законопроект предлагает отработать систему обмена информацией в рамках федеральной государственной информационной системы мониторинга доступности пищевых продуктов, обогащенных йодом, их востребованности населением и регистрируемых показателей снижения рисков заболеваемости населения, а также подведение итогов работы и разработку общих и специальных (учитывающих региональную специфику) алгоритмов решения проблемы профилактики йоддефицитных состояний и их последствий. Наличие данных алгоритмов в дальнейшем позволит экстраполировать отработанные методические приемы на иные субъекты Российской Федерации.
В законопроекте определены полномочия Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации пилотных территорий, а также перечень основных направлений (мероприятий) по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода обязательных для реализации на каждой пилотной территории, определены требования к пищевой продукции, обогащенной йодом.
Предлагаемый законопроект имеет огромное значение для улучшения жизни россиян. Принятие законопроекта позволит обеспечить осуществление мероприятий по снижению и полной ликвидации заболеваний, связанных с дефицитом йода, независимо от имеющихся сопутствующих заболеваний (болезни системы кровообращения, ожирение, сахарный диабет).
В случае принятия законопроекта потребуется привлечение дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации процедур связанных с выпуском обогащенной йодом пищевой продукции и организации системы мониторинга. Вместе с тем, с экономической точки зрения обеспечение населения продуктами и готовыми блюдами, обогащенными йодом, является эффективной инвестицией в интеллектуальное и физическое здоровье нации.
ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О проведении эксперимента в 2022-2026 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации (йоддефицитных регионах) по внедрению в производство обогащенных йодом пищевых продуктов и использованию их в медицинских, дошкольных, образовательных, санаторно-курортных и иных организациях, а также в оптовой и розничной торговой сети"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента в 2022-2026 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации (йоддефицитных регионах) по внедрению в производство обогащенных йодом пищевых продуктов и использованию их в медицинских, дошкольных, образовательных, санаторно-курортных и иных организациях, а также в оптовой и розничной торговой сети" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных актов, предусматривая введение нормативно-правовых актов регионального уровня, обеспечивающих реализацию комплексных планов региональных действий по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О проведении эксперимента в 2022-2026 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации (йоддефицитных регионах) по внедрению в производство обогащенных йодом пищевых продуктов и использованию их в медицинских, дошкольных, образовательных, санаторно-курортных и иных организациях, а также в оптовой и розничной торговой сети"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента в 2022-2026 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации (йоддефицитных регионах) по внедрению в производство обогащенных йодом пищевых продуктов и использованию их в медицинских, дошкольных, образовательных, санаторно-курортных и иных организациях, а также в оптовой и розничной торговой сети" потребует дополнительного финансирования на развитие предприятий пищевой промышленности, планирующих производство обогащенных йодом пищевых продуктов из федерального и региональных бюджетов.
-------------------------------------------
*(1) Assessment of Iodine Deficiency Disorders and Monitoring their Elimination: A Guide for Programmer Managers. - Geneva, 2001
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.