Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы) направлен на установление механизма реализации положений, связанных с осуществлением административного надзора.
В связи с тем, что административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц, процессуальный порядок назначения административного надзора целесообразно определить путем внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации норм о производстве по делам об установлении и досрочном прекращении административного надзора, а также приостановлении, возобновлении и продлении срока административного надзора.
Также устанавливается, что указанные гражданские дела рассматриваются судом в порядке особого производства. При этом предусматривается обязательное участие в судебном заседании представителя лица, в отношении которого внесено соответствующее представление (при наличии ходатайства), а также прокурора.
В проекте федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", одной из категорий лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор, являются освобождаемые из мест лишения свободы, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об их нежелании встать на путь исправления. В этой связи Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации дополняется отдельной статьей 173.1 "Установление административного надзора за отдельными категориями лиц, освобождаемых из мест лишения свободы", определяющей основания и порядок установления административного надзора за указанными категориями лиц, а также обязанности исправительных учреждений и органов внутренних дел, возникающие при освобождении лиц, в отношении которых установлен административный надзор, из мест лишения свободы.
В законопроекте "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" поднадзорному устанавливаются как обязанности, так и ограничения. В связи с этим статью 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается изложить в новой редакции: "Нарушение ограничений и обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре". Данную статью предлагается изложить в двух частях, устанавливающих, соответственно, ответственность поднадзорного за невыполнение ограничений и обязанностей. При этом ответственность за невыполнение установленных судом ограничений носит более жесткий характер.
В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, судимость будет не только учитываться в соответствии с УК РФ при рецидиве преступлений и при назначении наказания, но и влечь иные правовые последствия в случаях и в порядке, определенных федеральными законами, что в свою очередь будет являться одним из оснований для установления административного надзора. Это, в свою очередь, корреспондирует с положениями части шестой статьи 86 действующей редакции УК РФ.
В настоящее время многие ранее судимые лица, несмотря на принимаемые к ним меры в период отбывания наказания и после освобождения из мест лишения свободы, продолжают вести антиобщественный образ жизни и совершать различные правонарушения.
Учитывая высокую степень опасности для общества со стороны отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, за которыми будет устанавливаться административный надзор, отсутствие ответственности за злостное нарушение правил административного надзора в УК РФ будет блокировать механизм их применения.
Уголовная ответственность за нарушение правил административного надзора установлена в Беларуси, Туркменистане и Украине. Аналогичная норма существовала и в ранее действовавшем УК РСФСР.
УК РФ предлагается дополнить отдельной статьей 321.1 "Воспрепятствование осуществлению административного надзора".
Уголовные дела по данной статье в соответствии с законодательством будут подсудны мировому судье. Исходя из специфики осуществления административного надзора, в вышеуказанную статью УК РФ по аналогии со статьями 154 и 180 УК РФ в качестве квалифицирующего признака данного состава преступления включена неоднократность. Так как административный надзор не является продолжением наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы, соответствующая норма отнесена к главе "Преступления против порядка управления".
Дополнением в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливается, что предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 321.1 УК РФ, производится в форме дознания.
Реализация требований представленного проекта федерального закона не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений милиции, а также их дополнительного финансирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.