Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 151934-4 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Решение поставленных перед правоохранительными органами задач с учетом серьезной криминогенной обстановки в России требует особого внимания к вопросу рецидивной преступности. За последние пять лет произошел существенный рост количества повторно совершенных преступлений. Так, если в 2002 году удельный вес лиц, ранее судимых, и вновь совершивших преступления, в общем числе выявленных лиц составлял 15,6 %, то в 2007 году эта цифра равнялась уже 23,2 %, тенденция роста рецидивной преступности сохраняется и первом полугодии 2008 года. В этой связи возрастает и роль предупреждения повторных преступлений в общей системе мер борьбы с преступностью.
В течение последних лет из мест лишения свободы ежегодно освобождается более 350 тыс. ранее судимых лиц. Ими совершается каждое пятое преступление.
Совершение лицом, привлекавшимся к уголовной ответственности, нового преступления свидетельствует о том, что пенитенциарные меры, примененные в отношении его, не оказали положительного результата.
Действующая в прошлом достаточно эффективная система профилактики преступлений прекратила свое существование в 90-е годы. Профилактическая деятельность органов государственной власти по предупреждению преступлений в отношении ранее судимых лиц в настоящее время недостаточно эффективна.
В последнее время руководством страны неоднократно ставилась задача по восстановлению государственной системы профилактики правонарушений.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, одной из наиболее эффективных мер предупреждения совершения преступлений ранее судимыми лицами является административный надзор - наблюдение за социальной реабилитацией лица, освобождаемого из мест лишения свободы, либо ранее судимого лица, которым судом на основе и в соответствии с федеральным законом установлены отдельные ограничения прав и свобод. В различных формах административный надзор существует в США, Германии, Беларуси, Украине, Казахстане, других странах.
Несмотря на очевидную необходимость наблюдения за поведением лиц, ранее совершавших преступления, этот вопрос пока не урегулирован федеральным законодательством.
Законодательство Российской Федерации формально содержит упоминания о таком надзоре (Закон Российской Федерации "О милиции" (пункт 18 статьи 10), Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 50), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.24), однако виды ограничений прав поднадзорного, а также обязанности уполномоченных органов в данной сфере не установлены.
Законопроект устанавливает основы правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере предупреждения повторных преступлений отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем установления в отношении указанных лиц административного надзора.
Административный надзор не является продолжением наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы. Он имеет целью предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны должностных лиц органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания. Установление надзорных обязанностей и ограничений состоит в том, чтобы помешать лицу продолжить противоправную деятельность, воспрепятствовать возобновлению и установлению преступных и иных антиобщественных связей, не дать возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах.
Проект федерального закона устанавливает ограничения, когда лицо было осуждено за совершение тяжкого преступления или особо тяжкого преступления; два и более раза за совершение умышленного преступления.
Обязательными условиями установления административного надзора являются либо поведение лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы, свидетельствующее о его нежелании встать на путь исправления, либо систематическое совершение им после отбытия наказания административных правонарушений против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, то есть представляющих наибольшую угрозу для общества.
Предусматриваемые законопроектом ограничения прав поднадзорного лица минимальны и решают задачу предупреждения совершения преступлений и других правонарушений со стороны отдельных категорий лиц, освобождаемых (освобожденных) из мест лишения свободы, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Запрещение выезда или ограничение продолжительности выезда по личным делам за пределы муниципального образования (городского округа), а также установление обязательной явки в орган внутренних дел в определенные дни для регистрации необходимы для воспрепятствования уклонения такого лица от административного надзора, обеспечения самой возможности осуществления наблюдения за ходом его социальной реабилитации. Эту же цель преследует установление обязанности поднадзорному лицу срока прибытия к избранному месту жительства (пребывания) после освобождения из мест лишения свободы, уклонение от которой по своей общественной опасности даже выше вводимых ограничений.
Запрещение поднадзорному лицу пребывания вне места жительства (пребывания) в определенное время, пребывания в определенных местах муниципального образования (городского округа), имеет своей целью предотвращение возможности или побуждения для совершения других уголовно наказуемых деяний со стороны поднадзорного лица.
Законопроект также устанавливает: понятие и задачи административного надзора; срок административного надзора; основания установления, осуществления, продления и досрочного прекращения административного надзора, а также приостановления и возобновления срока административного надзора; права и обязанности поднадзорных лиц; обязанности и права органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.
Реализация требований представленного проекта федерального закона не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений милиции, а также их дополнительного финансирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона N 151943-4 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Реализация проекта федерального закона N 151943-4 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.