Письмо Правительства РФ
"Официальный отзыв на проект федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", вносимый депутатами Государственной Думы А.М. Розуваном, Т.Н. Москальковой, И.В. Бариновым, А.Н. Волковым, А.И. Гуровым, В.И. Илюхиным, М.И. Эверстовым, членом Совета Федерации В.И. Федоровым"
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на регулирование правоотношений, возникающих в сфере предупреждения повторных преступлений отдельных категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем установления в отношении указанных лиц административного надзора.
В настоящее время законодательство Российской Федерации предусматривает установление ограничений прав и свобод лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, после освобождения из мест лишения свободы, определяет виды этих ограничений, а также устанавливает административную ответственность за несоблюдение указанными лицами установленных ограничений. В то же время законных оснований для установления наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, совершивших иные тяжкие и особо тяжкие преступления, не имеется. Законопроект направлен на устранение данного пробела.
В этой связи законопроект представляется актуальным. Реализация его положений позволит повысить эффективность борьбы с рецидивной преступностью.
Вместе с тем в части 2 статьи 16 законопроекта представляется целесообразным расширить перечень обстоятельств, при которых поднадзорному лицу разрешается пребывание вне дома (квартиры) и выезд за пределы муниципального образования (городского округа), дополнив его иными чрезвычайными обстоятельствами (наряду со стихийными бедствиями), которые могут причинить материальный ущерб поднадзорному или его семье вне зависимости от его размера, а также учесть возможность прохождения обучения поднадзорным лицом в образовательных учреждениях, находящихся за пределами муниципального образования.
Кроме того, следует отметить, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 июля 2008 г. принят в первом чтении проект федерального закона N 321851-4 "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий ограничение свободы, в том числе в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы. При этом указанный вид наказания предполагает наложение на осужденного ограничений, идентичных административным ограничениям, предусмотренным частью 1 статьи 5 представленного законопроекта. Учитывая основания установления административного надзора (статья 3 законопроекта), поднадзорным лицом может также являться осужденный к ограничению свободы при отбывании данного вида наказания в качестве дополнительного.
Таким образом, в отношении указанной категории лиц могут быть наложены одни и те же ограничения прав и свобод, имеющие различную правовую природу, что представляется необоснованным. В связи с этим при доработке законопроекта представляется необходимым учесть положения проекта федерального закона N 321851-4.
По законопроекту имеются и другие замечания, которые могут быть устранены в процессе его подготовки ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.