Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
по проекту федерального закона N 111839-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части установления порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности) (внесен Липецким областным Советом депутатов)
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 111839-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации новым пунктом, предусматривающим, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства без проведения аукциона молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там.
Следует учитывать, что в настоящее время Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены механизмы, позволяющие предоставлять земельные участки для жилищного строительства без проведения аукционов. Так, пунктом 3 статьи 30.1 Кодекса установлена упрощенная процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства на основании заявления заинтересованного гражданина. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 24 Кодекса земельные участки для жилищного строительства предоставляются без проведения аукциона лицам, с которыми заключены государственные или муниципальные контракты на строительство жилья, осуществляемое за счет бюджетных средств на основе государственного или муниципального заказа.
Кроме того, вопросы предоставления земельных участков гражданам, проживающим в сельской местности, с правом возведения на них жилых домов, регулируются также Федеральными законами "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О личном подсобном хозяйстве", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которые в ряде случаев предусматривают безаукционный порядок предоставления земельных участков.
Вместе с тем из законопроекта не ясно, на каком праве будут предоставляться земельные участки молодым специалистам, а также не определен порядок такого предоставления. В законопроекте лишь указано, что перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены молодым специалистам без проведения аукциона, утверждается органом местного самоуправления.
Однако предлагаемое изменение противоречит распределению компетенции по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установленной статьями 9-11 Кодекса и Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Так, органы местного самоуправления уполномочены на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, распоряжается Российская Федерация, а земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем следует учитывать, что в настоящее время законодательство Российской Федерации содержит ряд мер, направленных на социальную поддержку гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Такие меры государственной поддержки, в частности, предусмотрены в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858.
Согласно Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденному указанным постановлением Правительства Российской Федерации, гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 111839-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.