Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги"
(подготовлен Минстроем России 14.04.2022 г.)
Проект постановления разработан Минстроем России в инициативном порядке.
Основной целью разработки проекта постановления является совершенствование правового регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов, урегулированных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), устранение правовой неопределённости в толковании содержащихся в Правилах N 354 норм права, пробелов, выявленных в результате анализа позиций актов высших судебных органов, а также систематизации и обобщении поступающих обращений и жалоб граждан по вопросам применения Правил N 354.
Кроме того, Правила N 354 нуждаются в дополнении положениями, направленными на регулирование отношений, возникающих между потребителями и исполнителями коммунальных услуг в связи с распространением в последние годы массовой практики использования индивидуального учета тепловой энергии в многоквартирных домах (далее - МКД).
Необходимо отметить, что часть проблемных вопросов правоприменения Правил N 354 урегулирована постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме": в первую очередь, вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества, или коммунальной услуги на содержание общего имущества. Также урегулированы вопросы, связанные с применением тарифов в период с 25 по 31 мая и с 25 по 31 декабря.
Кроме того, в связи с большим количеством обращений, поступивших в текущем году по завершении отопительного периода, в том числе обращения мэра Москвы С.С. Собянина, подготовлены изменения в Правила N 354, которые регулируют поэтапный отказ от использования начислений платы за теплоснабжение равными долями в течение года (за исключением г. Москвы), сокращается срок для принятия решения об изменении схемы начислений (в целях более гибкой возможности принятия и реализации решения в зависимости от климатической ситуации), корректировка платы переносится с первого квартала на первый месяц отопительного периода. Данный подход позволит повысить прозрачность начислений за теплоснабжение.
В прилагаемом проекте изменений урегулированы следующие вопросы:
- порядок расчёта платы за отопление (учтены все варианты конструктивных особенностей многоквартирных домов, в том числе т.н. "дома на сцепке");
- перерасчёты платы за коммунальные услуги (урегулированы вопросы корректировок при поздней подаче потребителями показаний приборов учёта);
- усилена ответственность потребителей за непредоставление данных о проживающих в отсутствие приборов учёта, недопуск исполнителей коммунальных услуг для проверок приборов учёта и т.д. (введены повышающие коэффициенты);
- исключена необходимость вводить ограничение предоставления коммунальных услуг до прекращения их предоставления, оптимизирована процедура прекращения предоставления коммунальных услуг;
- урегулированы вопросы использования персональных данных исполнителями коммунальных услуг;
- исключена необходимость дублирования положений Правил N 354 в договорах управления многоквартирными домами;
- установлена возможность отказа от доставки потребителю платежного документа на бумажном носителе;
- исключено положение о том, что разъяснения по применению Правил N 354 дает Минстрой России, т.к. указанная норма затрудняла применение разъяснений, которые давали органы государственного жилищного надзора в рамках своих полномочий.
Проект постановления не содержит противоречий положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не повлечет за собой негативные социально-экономические и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.