Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Целью разработки данного законопроекта является восстановление в перечне объектов экологической экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов хозяйственной деятельности.
Реализация проектной документации на строительство и реконструкцию особо опасных и технически сложных объектов оказывает максимальное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Однако при принятии Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" именно эта документация была исключена из перечня объектов экологической экспертизы.
Государственная экспертиза, проводимая в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, имеет ограниченную задачу - оценку соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. При этом Федеральным законом "О техническом регулировании" не предполагается охватывать техническими регламентами все виды хозяйственной деятельности, к которым относятся проекты строительства. В силу сложности и многогранности взаимосвязей в природной среде все вариации природоохранных условий, ограничений и нормативов для разнородных объектов экспертизы в технических регламентах предусмотреть невозможно. Поэтому выводы государственной экологической экспертизы основывались, кроме требований законодательства Российской Федерации, еще и на экспертных оценках ученых и специалистов соответствующих областей знаний, входящих в состав экспертной комиссии.
При этом эксперты несли ответственность за свои заключения, которые могли быть оспорены в судебном порядке.
В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", действовавшим до 1 января 2007 года, государственная экологическая экспертиза предпроектной и проектной документации должна была проводиться в обязательном порядке.
Требования обязательности и гласности проведения экологической экспертизы, правовых и экологических последствий реализации объекта экологической экспертизы обеспечивали реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, на получение достоверной информации о ее состоянии, а также права граждан и общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений.
Изменения, внесенные в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", ограничивают права граждан, практически лишая их возможности выражения своего мнения по объектам, исключенным из области применения Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Таким образом необходимо восстановить экологическую экспертизу как правовой инструмент предупреждения негативного воздействия на окружающую среду для особо опасных и технически сложных объектов.
Наряду с изменениями, вносимыми в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" с целью уточнения положений, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды, восстановления объектов экологической экспертизы и государственного экологического контроля, вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Для законодательного закрепления обязательности проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации на строительство и реконструкцию особо опасных и технически сложных объектов, пунктами 1 и 2 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить перечни объектов государственной экологической экспертизы, установленные статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Пунктами 1 и 2 статьи 2 законопроекта предлагается внести соответствующие изменения в статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие помимо проведения государственной экспертизы строительной документации обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов. Наряду с осуществлением государственного строительного надзора, вводится, обязательность осуществления государственного экологического контроля особо опасных технически сложных объектов.
Принятие данного закона будет соответствовать целям, направлениям, задачам и принципам проведения в Российской Федерации государственной политики в области экологии, которые определены Экологической доктриной Российской Федерации на долгосрочный период (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002 года N 1225-р). В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации одним из необходимых направлений в системе государственного управления охраной окружающей среды принято "совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ".
Кроме того, следует отметить, что настоящий законопроект отвечает основным подходам к оценке воздействия на окружающую среду, принятым в Европейском Сообществе (Директивы Европейской Комиссии 85/337/ЕЕС и 97/11/ЕС). В случае его принятия будет обеспечено соответствие процесса разработки экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности в России нормам международного права, в частности "Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" (Эспоо, 25.02.1991).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "85/337/ЕЕС" следует читать "85/337/ЕЭС"
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Депутат Государственной Думы |
В.А. Грачев |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов), внесения изменений в акты федерального законодательства, подлежащие признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного Федерального закона не потребуется.
Депутат Государственной Думы |
В.А. Грачев |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов) в случае его реализации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Депутат Государственной Думы |
В.А. Грачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.