Заключение Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 477211-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов), внесенный В.А. Грачевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 477211-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов) (далее - законопроект), внесенный В.А. Грачевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
В законопроекте предлагается законодательно урегулировать вопросы, касающиеся проведения государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля особо опасных и технически сложных объектов. Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части дополнения перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня таким объектом государственной экологической экспертизы, как проектная документация особо опасных и технически сложных объектов.
Необходимо отметить, что перечень особо опасных и технически сложных объектов, приведенный в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации составлен для целей законодательства о градостроительной деятельности, а не для законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, указанные объекты не в полной мере совпадают с объектами, указанными в приложении 1 Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 25 февраля 1991 года). Учитывая это, предлагаемый законопроектом подход не способствует гармонизации норм законодательства Российской Федерации с соответствующими нормами международного права.
В целях снятия административных барьеров при осуществлении капитального строительства объектов Градостроительным кодексом Российской Федерации установлена процедура единой государственной экспертизы проектной документации, в том числе особо опасных и технически сложных объектов. Законопроектом предлагается установить, что проектная документация особо опасных и технически сложных объектов подлежит помимо государственной экспертизы проектной документации также государственной экологической экспертизе.
Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственной экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным разделом проектной документации является перечень мероприятий по охране окружающей среды. Указанный перечень мероприятий как раздел проектной документации также проверяется при проведении государственной экспертизы на предмет соответствия требованиям технических регламентов, в том числе и экологически требованиям.
В связи с тем, что государственная экспертиза проектной документации особо опасных и технически сложных объектов, которая в соответствии с частью 4.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, проводит оценку проектной документации на соответствие экологическим требованиям, представляется, что параллельное проведение государственной экологической экспертизы в отношении указанных объектов является излишним.
Одновременно отмечаем, что Федеральными законами от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", устанавливающие обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, и проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, а также проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается также расширение перечня объектов строительства, подлежащих государственному экологическому контролю (часть 2 законопроекта).
Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. При этом утвержденная проектная документация, на основании которой проводятся строительные работы, содержит, в том числе, решения, обеспечивающие охрану окружающей среды и должна соответствовать природоохранному законодательству. Следовательно, проверка органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, соответствия строительных работ проектной документации одновременно решает вопросы государственного экологического контроля. Таким образом, проведение дополнительных видов контроля и надзора, в том числе экологического, нецелесообразно.
В связи с этим, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает положения статьи 2 законопроекта необоснованными.
На законопроект поступило 74 отзыва из 52 субъектов Российской Федерации. С учетом требований статьи 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", 7 из них - положительные.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 477211-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части включения в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов), внесенный В.А. Грачевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.