Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
по проекту федерального закона N 477211-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части введения экологической экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства) - внесен депутатом Государственной Думы четвертого созыва В.А. Грачевым
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 477211-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы четвертого созыва В.А. Грачевым, и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается введение экологической экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также государственный экологический контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте таких объектов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 3 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "23 ноября 1995 г."
Вместе с тем проектная документация указанных объектов подлежит государственной экспертизе, предметом которой в соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте таких объектов осуществляется государственный строительный надзор, согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом которого является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов требованиям технических регламентов и проектной документации.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" со дня вступления в силу указанного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, в рамках государственной экспертизы проектной документации указанных объектов и государственного строительного надзора независимо от наличия технических регламентов проектная документация, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов должны проверяться на соответствие всем действующим в настоящее время экологическим требованиям.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным разделом проектной документации является перечень мероприятий по охране окружающей среды. Указанный перечень мероприятий как раздел проектной документации также проверяется при проведении государственной экспертизы на предмет соответствия требованиям технических регламентов, в том числе и экологическим требованиям.
Таким образом, в рамках единой государственной экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проводится и экологическая экспертиза проектной документации и осуществляется экологический контроль.
Следует также отметить, необоснованность предложения о введении экологической экспертизы проектной документации именно особо опасных и технически сложных объектов, поскольку многие иные объекты капитального строительства могут представлять не меньшую потенциальную угрозу для окружающей среды, чем особо опасные и технически сложные объекты (например, опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества, но которые не относятся к особо опасным и технологически сложным объектам). Вместе с тем, далеко не все особо опасные и технологически сложные объекты представляют потенциальную угрозу для окружающей среды (например, объекты, на которых используются стационарно установленные канатные дороги).
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения представляются нецелесообразными и избыточными. Кроме того, принятие законопроекта приведет к созданию дополнительных административных барьеров, дублированию функций органов, проводящих экспертизу проектной документации, осуществляющих надзор (контроль) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, что представляется недопустимым.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 477211-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.