Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями"
(подготовлен Росфинмониторингом 15.04.2022 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3901; 2014, N 26, ст. 3575; 2015, N 16, ст. 2381; 2016, N 39, ст. 5655; 2018, N 38, ст. 5858; 2020, N 43, ст. 6804; 2021, N 29, ст. 5683).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от 2022 г. N
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями
1. Абзац второй пункта 11 после слов "нормативными правовыми актами" дополнить словами ", непосредственно относящимися к указанным организациям, индивидуальным предпринимателям и влияющими на исполнение ими требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2. В абзаце первом пункта 3 слова "оформлен на бумажном носителе и который" исключить.
3. В пункте 4:
а) подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и принятия мер по снижению рисков совершения клиентом подозрительных операций (далее соответственно - риск, программа оценки и управления рисками);";
в) в подпункте "л" слова "отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении" заменить словами " отказа в совершении".
4. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
"Правила внутреннего контроля оформляются на бумажном носителе или в виде электронного документа. Правила внутреннего контроля на бумажном носителе заверяются подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя и печатью (при наличии). Правила внутреннего контроля в виде электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя.".
5. Подпункт "д" пункта 8 изложить в следующей редакции:
"д) оценка степени (уровня) риска и отнесение клиента к одной из групп риска в соответствии с программой оценки и управления рисками;".
6. Пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Программа оценки и управления рисками предусматривает:
а) методику оценки степени (уровня) риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения клиента к группе риска;
б) порядок и сроки пересмотра группы риска, к которой отнесен клиент, в ходе его обслуживания в случае, если такой клиент принят на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений;
в) порядок применения в отношении клиента мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, с учетом группы риска, к которой отнесен клиент;
г) порядок управления рисками;
д) порядок документального фиксирования результатов оценки рисков и управления рисками;
е) порядок оценки возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включая разработку комплекса мер, направленных на снижение (минимизацию) данной возможности.
Указанный порядок предусматривает процедуру оценки возможности использования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, новых (не оказываемых ранее) услуг и (или) программно-технических средств (вновь созданных либо в значительной степени модернизированных и не эксплуатируемых ранее), обеспечивающих возможность совершения клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом.".
7. Пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Программа оценки и управления рисками предусматривает оценку рисков клиента по одной или по совокупности следующих категорий рисков:
а) риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями;
б) риски, связанные с клиентами;
в) риски, связанные с продуктами, услугами, каналами поставок и операциями (сделками), совершаемыми клиентом.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать дополнительные категории рисков.".
8. Пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Программа оценки и управления рисками предусматривает отнесение клиентов к следующим группам риска:
а) высокая степень (уровень) риска;
б) средняя степень (уровень) риска;
в) низкая степень (уровень) риска.".
9. Дополнить пунктами 15 1 и 152 следующего содержания:
"151. Организации и индивидуальные предприниматели при оценке рисков учитывают:
а) результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
б) характер и виды деятельности клиентов, а также характер используемых клиентами продуктов (услуг), предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями;
в) рекомендации Федеральной службы по финансовому мониторингу;
г) типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, размещенные в том числе на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и в иных доступных источниках;
д) признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Решение об отнесении клиента к группе риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученной организацией и индивидуальным предпринимателем информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых клиентом либо в интересах клиента, и носит субъективно-оценочный характер.
Организации и индивидуальные предприниматели осуществляют постоянный мониторинг группы риска в отношении клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, посредством оценки факторов, на основании которых осуществлялась оценка степени (уровня) риска.
152. Решение о пересмотре группы риска осуществляется при выявлении факторов, на основании которых оценивается степень (уровень) риска.
Управление рисками реализуется посредством осуществления действий по снижению риска в рамках мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включающих в том числе:
а) запрос дополнительных сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце в рамках идентификации и при обновлении указанных сведений;
б) запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции (сделки);
в) запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с организацией и индивидуальным предпринимателем, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиентов, а также об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества;
г) реализацию права на отказ в совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона;
д) представление в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона;
е) иные меры.".
10. Пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Программа выявления операций предусматривает обеспечение повышенного внимания (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесенных организацией и индивидуальным предпринимателем к группе высокой степени (уровня) риска.".
11. В пункте 281 слова "от выполнения распоряжения клиента о совершении операции" заменить словами "в совершении операции".
12. Пункт 282 после слов "Федерального закона" дополнить словами ", реализации запрета на прием на обслуживание и осуществление операций с учетом требований пункта 15 статьи 7 Федерального закона.".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.