Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Действующее законодательство Российской Федерации в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в силу различных причин до сих пор еще не в полной мере соответствует реалиям современного развития России. Во многом это обусловлено системным несовершенством данного законодательства, что, в свою очередь, неизбежно влечет за собой рассогласованность основных норм базового федерального закона "Об охране окружающей среды" с рядом законодательных актов других отраслей права, иными нормативными правовыми документами.
Столь же значимо отсутствие комплексного подхода к правовому регулированию отношений в указанной сфере с учетом территориальных, социально-экономических и иных особенностей конкретных субъектов Российской Федерации, их природно-сырьевого потенциала и условий (способов, масштабов) его освоения.
Однако большинство несовершенств отечественного законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в большей мере связаны не с юридико-правовыми или нормотворческими изъянами, а с отсутствием сбалансированной политики в указанной сфере правового регулирования, обоснованных принципов (основ) эколого-ориентированной деятельности государства, как важнейшего фактора устойчивого развития общества, наиболее значимого условия его выживания и поступательного развития.
Отмеченные обстоятельства диктуют необходимость комплексного правового регулирования современных отношений в указанной сфере.
В целом на сегодняшний день в природоохранительном праве России экономическая целесообразность зачастую превалирует над общественно признаваемыми ценностями и интересами. Нарастает и обостряется "конфликт интересов" человека, общества, государства и субъектов экономической (хозяйственной) деятельности в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Например, исключение из Градостроительного кодекса Российской Федерации требования проведения экологической экспертизы проектной документации привело к ликвидации таких важных объектов экологической экспертизы, как проекты градостроительной документации, материалы перевода лесных земель в не лесные и т.д.
Также в действующем законодательстве Российской Федерации целый пласт сущностных и прямо относящихся к соблюдению прав граждан на благоприятную окружающую среду проблем не только не разработаны, но и в некотором смысле "приглушены". В частности, это относится ко всей нормативно-правовой конструкции признания конкретных территорий страны зонами экологического неблагополучия, чрезвычайного экологического неблагополучия.
Правовой режим экологически неблагоприятных территорий в достаточной мере не дифференцирован по степени произошедших изменений в состоянии окружающей природной среды и, следовательно, невозможно в соответствии с этим устанавливать реальные экологические требования к природопользованию, а также определять особенности экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды на данных территориях.
В ранее действовавшем природоохранном законодательстве отчасти предпринимались попытки определить экологически неблагополучные территории, а также дифференцировать правовое регулирование деятельности в таких зонах. Однако дальнейшего правового развития данное направление законодательного регулирования не получило. До настоящего времени достаточной правовой основы для придания территориям, в частности, статуса зон экологического бедствия, фактически не существует. Отсутствует должный порядок объявления и снятия статуса указанных "зон", отсутствует механизм регулирования хозяйственной и иной деятельности на таких территориях, вывода этих территорий из состояния экологического бедствия, привлечения инвестиций для реализации мероприятий по выводу территорий из указанного состояния, что, в целом, не позволяет в необходимой мере нормализовать экологическую обстановку на таких территориях.
В настоящем законопроекте предусмотрен ряд необходимых и актуальных дополнений в федеральный закон "Об охране окружающей среды". Так, например, концептуально изменена редакция преамбулы федерального закона, акцентирующая правовую направленность всего природоохранительного законодательства. А именно - положение о том, что природа, все ее компоненты и богатства на территории Российской Федерации, окружающая среда являются национальным достоянием народов России, естественной и неделимой основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния каждого гражданина, источником конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха.
Основные понятия дополнены конкретизацией определений "природопользования", "комплексного природопользования"; "природно-ресурсного потенциала" территорий. Совместно с постатейным уточнением ряда норм федерального закона это позволит усилить эффективность закона "Об охране окружающей среды" в аспекте применения его в целях комплексного природопользования.
Особое внимание в предлагаемом законопроекте уделено блоку правовых норм о признании и введении зон чрезвычайных ситуаций и зон экологического бедствия, установлению критериев и порядка из установления.
Совокупность всех предусмотренных в настоящем законопроекте дополнений в федеральный закон "Об охране окружающей среды", несомненно, способна в значительной степени усилить эффективность природоохранного законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закона "Об охране окружающей среды" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" приостановление действующих нормативных правовых актов федерального законодательства, а также внесение изменений и дополнений в них не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.