Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минтрудом России 18.04.2022 г.)
Доставка пенсии несовершеннолетним пенсионерам имеет свои особенности исходя из того, что право на пенсию имеет сам несовершеннолетний гражданин, а доставку данной пенсии возможно производить как на имя самого несовершеннолетнего гражданина, так и на имя его законного представителя. То есть имущественными правами в отношении денежных средств, составляющих сумму пенсии, обладает не гражданин, в распоряжение которого они фактически поступают, а ребенок-инвалид.
В соответствии с частью 18 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
При этом в случае, если законный представитель изъявит желание доставлять пенсию своего подопечного на свой счет в кредитной организации, то такой счет должен быть номинальным в соответствии с частью 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На родителей указанные положения распространяются в силу пункта 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ).
При этом в практической деятельности имеют место случаи выплаты социальной пенсии родителям детей-инвалидов на их собственные банковские счета.
В соответствии с частью 5.1 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 указанного закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 указанного закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Указанная обязанность реализуется с учетом Положения Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
Перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, закреплен частью 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ.
Исходя из указанного перечня из числа видов пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, иммунитет от взыскания имеют страховые пенсии по случаю потери кормильца и пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета (подпункты 9, 10 части 1 статьи 101).
Социальные пенсии по инвалидности, назначенные детям-инвалидам, в указанном перечне не поименованы.
При выплате социальной пенсии по инвалидности ребенку-инвалиду путем зачисления денежных средств на номинальный счет, открытый его законным представителем, требование о неприкосновенности этих денежных средств в полной мере соблюдается, поскольку в соответствии со статьей 72.1 Федерального закона N 229-ФЗ на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете, запрещено обращение взыскания по долгам должника. При этом не исключена возможность обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на номинальном счете должника-бенефициара в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 229-ФЗ.
Если в целях выплаты используются другие виды счета законного представителя, то при наличии у него задолженности это приводит к обращению взыскания кредитной организацией на суммы социальных пенсий ребенка-инвалида, поскольку в данном случае не действуют правила, установленные для номинальных банковских счетов.
Для надлежащего урегулирования проблемы, связанной с обращением взыскания на социальные пенсии ребенка-инвалида, требуется предоставить иммунитет от взыскания с указанных пенсий путем внесения изменения в предусмотренный частью 1 статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ перечень видов выплат, на которые не может быть обращено взыскание.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.