Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и основаниях признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 577"
(подготовлен Минстроем России 20.04.2022 г.)
В соответствии с частью 4 статьи 55 26-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила и основания признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 577 "Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3027);
пункт 9 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 205 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 10, ст. 1514).
Председатель Правительства Российской Федерации |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от N
ПРАВИЛА И ОСНОВАНИЯ
признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
I. Общие положения
1. Настоящие Правила и основания определяют порядок признания объекта капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и признаки, в соответствии с которыми объект капитального строительства может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
2. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
3. Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основаниями для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленные разделом V настоящих Правил и оснований.
II. Порядок принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления решения о создании межведомственной комиссии в целях проведения оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, порядок формирования указанной комиссии, порядок проведения ее заседаний и порядок оформления ее решений, порядок уведомления собственника объекта капитального строительства, собственников помещений в нем, лица, владеющего объектом капитального строительства, помещением в нем на ином законном основании, о рассмотрении вопроса о признании такого объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
4. В целях проведения оценки фактического состояния конкретного объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) принимается решение о создании межведомственной комиссии (далее - комиссия).
5. Решение о создании комиссии принимается уполномоченным органом по инициативе:
собственника объекта капитального строительства, собственников помещений в нем, лиц, владеющих объектом капитального строительства, помещений в нем на ином законном основании (далее - правообладатели), либо уполномоченных ими лиц;
уполномоченного органа местного самоуправления.
6. В целях рассмотрения вопроса о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (за исключением случаев, если правообладатель и уполномоченный орган являются одним и тем же лицом) правообладатель направляет письменное обращение в адрес уполномоченного органа с приложением заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований объектов капитального строительства, их строительных конструкций, работ по обследованию элементов ограждающих и несущих конструкций объекта капитального строительства, необходимых для принятия решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - специализированная организация), по результатам проведения обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект. Заключение специализированной организации по результатам проведения обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен объект капитального строительства, должно соответствовать требованиям настоящих Правил и оснований.
В предусмотренном в настоящем пункте случае комиссия формируется не позднее 10 рабочих дней со дня поступления обращения правообладателя.
7. В состав комиссии включаются:
должностные лица уполномоченного органа;
представители органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сферах пожарной, экологической и иной безопасности, на проведение инвентаризации и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества;
физические лица, включенные в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
должностные лица наделенного полномочиями по регулированию архитектурной деятельности (если такими полномочиями не наделен уполномоченный орган) органа местного самоуправления или субъекта Российской Федерации.
8. Правообладатели объекта капитального строительства или помещений в нем (за исключением случаев, если правообладатель и уполномоченный орган являются одним и тем же лицом) не включаются в состав комиссии, при этом вправе присутствовать на заседании комиссии.
9. Уведомление правообладателей объекта капитального строительства или помещений в нем (за исключением случаев, если правообладатель и уполномоченный орган являются одним и тем же лицом) о рассмотрении вопроса о признании такого объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о создании и проведении заседаний комиссии, о принятом решении о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, об отсутствии оснований для признанная объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
10. В целях формирования комиссии уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня поступления указанного в пункте 6 настоящих Правил и оснований обращения правообладателя направляет в адрес лиц и органов, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 7 настоящих Правил и оснований, запрос о представлении кандидатур для включения в состав комиссии.
11. Указанные в абзацах третьем - пятом пункта 7 настоящих Правил и оснований органы и лица представляют в уполномоченный орган информацию об их представителях для включения в состав комиссии в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня получения запроса, направленного в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и оснований.
12. Решение о создании комиссии оформляется распорядительным актом уполномоченного органа. Комиссия включает в себя председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии и членов комиссии. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
13. После получения предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил и оснований информации, уполномоченный орган в течение 6 рабочих дней утверждает состав комиссии и назначает дату, время и место проведения заседания комиссии, о чем уведомляет указанные в абзацах третьем - пятом пункта 7 настоящих Правил и оснований органы и лица и правообладателя объекта капитального строительства не позднее чем за 3 рабочих дней до дня заседания комиссии.
14. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов комиссии. При отсутствии кворума на заседании комиссии председателем комиссии назначается новая дата заседания комиссии.
15. Регламент проведения заседания комиссии определяется при подготовке к заседанию и утверждается непосредственно на заседании председателем комиссии. На заседании комиссии подлежит рассмотрению заключение специализированной организации по результатам проведения обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект.
16. По результатам работы комиссии принимается одно из следующих решений:
а) о наличии оснований для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу;
б) о наличии оснований для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим реконструкции;
в) об отсутствии оснований для признанная объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
17. Решение комиссии принимается не позднее одного месяца с даты принятия решения о создании комиссии. При принятии решения комиссии каждый член комиссии имеет один голос и голосует лично. Решение комиссии оформляется в виде заключения об оценке фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект. Рекомендуемая форма указанного заключения приведена в приложении к настоящим Правилам и основаниям.
Решение комиссии принимается большинством голосов ее членов. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к указанному заключению.
III. Порядок проведения обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, порядок оценки фактического состояния таких объекта и (или) территории
18. В целях проведения оценки фактического состояния объектов капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, до приятия решения комиссии необходимо проведение специализированной организацией обследования фактического состояния указанных объектов и (или) территорий, на которых расположены такие объекты.
В случае если вопрос о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассматривается по инициативе уполномоченного органа, он обеспечивает проведение обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, порядок оценки фактического состояния таких объекта и (или) территории, посредством привлечения на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, специализированной организации.
19. Обследование объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, проводится в соответствии с требованиями стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" перечни.
20. В рамках проводимого на основании настоящих Правил и оснований обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, осуществляется определение фактического состояния объекта капитального строительства и его элементов, получение количественной оценки фактических показателей качества конструкций, а также анализ состояния территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, на предмет наличия возможного негативного влияния природных и антропогенных факторов на объект капитального строительства.
21. Результатом обследования является заключение специализированной организации, представляемое в уполномоченный орган. Заключение специализированной организации должно содержать следующие сведения:
а) данные о специализированной организации (полное и сокращенное наименования, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии), регистрационный номер записи в государственном реестре саморегулируемых организаций).
б) о технических характеристиках объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект;
в) о проценте физического износа объекта капитального строительства в процессе эксплуатации;
г) о возможности дальнейшей эксплуатации объекта капитального строительства;
д) об уровне надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований
е) о наличии и степени повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов,
ж) о возможности восстановления объекта капитального строительства;
з) об уровне несущей способности и эксплуатационных характеристик объекта и его строительных конструкций;
и) о наличии опасности для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;
к) о возможности при помощи проектных решений и инженерных мероприятий предотвратить разрушение объекта капитального строительства (в случае если объект капитального строительства расположен в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами или расположения объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях).
22. Процедура оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, и принятия в случае наличия основания решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции включает:
а) рассмотрение комиссией заключения по результатам проведения обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, а также материалов и результатов проведенных инструментальных исследований, использованных для подготовки такого заключения, и проведение оценки фактического состояния объекта капитального строительства, и (или) территории, на которой расположен такой объект;
б) составление комиссией заключения об оценке фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, рекомендуемая форма указанного заключения приведена в приложении к настоящим Правилам и основаниям;
в) принятие уполномоченным органом решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случае принятия комиссией решения, указанного в подпунктах "а" и "б" пункта 16 настоящих Правил;
г) уведомление собственников и правообладателей объекта капитального строительства или помещений в нем о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо об отсутствии оснований для признания объекта капитального строительства таковым (за исключением случаев, если правообладатель и уполномоченный орган являются одним и тем же лицом).
23. В ходе оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, осуществляется выявление признаков, служащих основаниями для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленными разделом V настоящих Правил и оснований.
IV. Порядок и сроки принятия решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
24. По результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, уполномоченным органом принимается решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случае принятия комиссией решения, указанного в подпунктах "а" и "б" пункта 16 настоящих Правил и оснований, либо об отсутствии оснований для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случае принятия комиссией решения, указанного в подпункте "в" пункта 16 настоящих Правил и оснований.
25. На основании полученного заключения комиссии уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня утверждения заключения комиссии принимает решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо об отсутствии оснований для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает соответствующий распорядительный акт.
26. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции уведомляет собственников и правообладателей объекта капитального строительства и помещений в нем (за исключением случаев, если правообладатель и уполномоченный орган являются одним и тем же лицом), либо об отсутствии оснований для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о принятом решении.
К указанному уведомлению прилагается копия распорядительного акта о принятом решении о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо об отсутствии оснований для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, копия заключения по результатам обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, и заключение комиссии.
V. Основания для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
27. Основаниями для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу являются наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:
а) ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
б) получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;
в) расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
г) расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства. В настоящих Правилах и основаниях под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены объекты капитального строительства, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией. Зоны вероятных разрушений при техногенных авариях устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании материалов технического расследования их причин.
28. В случае если указанные в пункте 27 настоящих Правил и оснований признаки, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан, с учетом заключения по результатам обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, могут быть исключены в результате проведения работ по реконструкции объекта капитального строительства, комиссией принимается решение, предусмотренное подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил и оснований.
Приложение
к Правилам и основаниям признания объекта
капитального строительства аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции
(рекомендуемая форма)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства
(адрес, кадастровый номер, год ввода в эксплуатацию)
и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства
N |
|
|
|
|
|
|
(дата) |
Комиссия, созданная
,
(кем, дата, номер решения о создании комиссии)
в составе председателя
(ф.и.о., занимаемая должность и место работы)
и членов комиссии
(ф.и.о., занимаемая должность и место работы)
включая приглашенных физических лиц, включенных в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий:
,
(ф.и.о., занимаемая должность и место работы)
а также собственников объекта капитального строительства или помещений в нем и лиц, которым объект принадлежит на соответствующем вещном праве, или уполномоченных ими лиц:
,
(ф.и.о., реквизиты правоустанавливающих документов, реквизиты доверенности)
провела оценку фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, на основании заключения специализированной организации
,
(название специализированной организации)
а также материалов и результатов проведенных специализированной организацией инструментальных исследований, использованных для подготовки такого заключения, и приняла решение о
(приводится обоснование принятого межведомственной комиссией решения
о выявлении основания для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу
о выявлении основания для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим реконструкции
.
либо решения об отсутствии такого основания)
Приложение к заключению:
а) заключение специализированной организации;
б) материалы и результаты проведенных специализированной организацией инструментальных исследований, использованных для подготовки заключения специализированной организации;
в) особое мнение членов межведомственной комиссии:
.
Председатель межведомственной комиссии
|
|
|
(подпись) |
|
(ф.и.о.) |
Члены межведомственной комиссии:
|
|
|
(подпись) |
|
(ф.и.о.) |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.