Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 167805-5 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации (в части уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства)
Названным законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции" Уголовного кодекса Российской Федерации.
В частности, в диспозиции части первой рассматриваемой статьи 178 для описания объективной стороны преступления используются признак неоднократности. Примечание 4 к данной статье раскрывает это понятие: "неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом более двух таких действий в течение трех лет, за которые такое лицо было привлечено к административной ответственности".
Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях реализации принципа неотвратимости ответственности за общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать в целом укреплению законности и правопорядка в антимонопольной сфере, а также повышению эффективности предупреждения и пресечения картельных соглашений и иных фактов монополистической деятельности.
Вместе с тем необходимо отметить, что предлагаемые авторами законопроекта изменения требуют дополнительного обсуждения.
1. В частности, полагаем, что содержащееся в законопроекте предложение установить в качестве условия наступления уголовной ответственности - предшествующее привлечение лица к административной ответственности противоречит концепции действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, который не предусматривает конструирования составов преступления с административной преюдицией. В соответствии с положениями Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением считается такое общественно опасное деяние, которое само по себе содержит все признаки состава преступления, независимо от того, привлекалось ли лицо, его совершившее, ранее к административной ответственности.
2. Положения пункта 11 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" (на которые в качестве обоснования введения административной преюдиции содержится ссылка в пояснительной записке), определяют "систематическое осуществление монополистической деятельности" как "осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном настоящим Федеральным законом порядке более двух раз в течение трех лет". То есть не связывают систематичность с обязательным привлечением к административной ответственности.
Кроме того, факт привлечения лица к административной ответственности более двух раз в течение трех лет будет иметь юридические последствия, в том числе и наступление уголовной ответственности в соответствии с предлагаемой редакцией статьи 178 УК РФ только при условии соблюдения положения статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 167805-5 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.