Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Основной идеей проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" является совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации в целях реализации принципа неотвратимости ответственности за общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства, а также обеспечения реальной возможности применения данной статьи правоохранительными органами.
Действующая редакция части 1 статьи 178 Уголовного кодекса (далее - Кодекс) предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в зависимости от не соответствующего новому Федеральному закону "О защите конкуренции" и криминальным реалиям перечня способов совершения таких нарушений при условии наступления обязательного последствия в виде крупного ущерба на сумму свыше одного миллиона рублей.
В период с 1997 по 2003 годы было зарегистрировано 287 преступлений, предусмотренных статьей 178 Кодекса. За их совершение в указанный период был осужден 31 человек. Подавляющее большинство зарегистрированных преступлений данной категории составляли преступления небольшой тяжести, не причинившие существенных общественно опасных последствий.
Стремясь устранить данный недостаток, законодатель в декабре 2003 года существенно изменил редакцию статьи 178 Кодекса, предусмотрев в качестве обязательного признака состава соответствующего преступления причинение крупного ущерба, т.е. ущерба на сумму свыше 1 млн. руб. В результате практически перестали выявляться преступления, ответственность за которые предусмотрена статьей 178 Кодекса. Всего за 2004 - 2006 годы было возбуждено 18 уголовных дел, из них 10 - в 2004 г., 6 - в 2005 г.; 1 - в 2006 г. Обвинительный приговор вынесен только по одному уголовному делу, остальные прекращены в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ), примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), за отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
Таким образом, с одной стороны, новый признак существенно сузил сферу уголовно-правовой ответственности и возможных злоупотреблений со стороны контрольных и правоохранительных органов, но, с другой стороны, привел к практической недоказуемости большинства проявлений общественно опасной монополистической деятельности из-за невозможности выявления всех потерпевших от преступления или сколько-нибудь значительной их части, а также определения суммы причиненного ущерба.
В этой связи круг характерных для данного преступления общественно опасных последствий дополнен получением дохода в крупном размере, что обосновано типичной криминальной мотивацией субъекта преступления - нарушая антимонопольное законодательство, его действия объективно направлены не на причинение ущерба неопределенному числу конкурентов и потребителей, а на получение дохода.
Учитывая, что в результате действий, которые привели к нарушению антимонопольного законодательства, лицо, не получив дохода, может нанести ущерб гражданам, организациям или государству, законопроектом предлагается сохранить в качестве альтернативного признака преступления причинение крупного ущерба.
Диспозиция предлагаемой законопроектом части 1 статьи 178 Кодекса приведена в соответствие с новой редакцией Федерального закона "О защите конкуренции", использует терминологию этого закона, устраняет недопустимые пробелы и противоречия, а также терминологические несоответствия действующей редакции части 1 статьи 178 Кодекса, ограничивает сферу применения данной статьи наиболее опасными нарушениями антимонопольного законодательства, которые повлекли недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причинили крупный ущерб на сумму свыше одного миллиона рублей либо повлекли извлечение дохода в крупном размере на сумму свыше пяти миллионов рублей.
К числу таких нарушений антимонопольного законодательства относятся действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением, а также нарушение установленных статьей 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов запрещаются, если они имеют своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Законопроектом предлагается установить ответственность за наиболее опасные виды запрещенных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, в том числе за установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, ограничение доступа на рынок, необоснованные отказ или уклонение от заключения договора.
Согласно предлагаемой законопроектом части 1 статьи 178 Кодекса злоупотребление доминирующим положением признается уголовно наказуемым при условии, что такое нарушение имеет признак неоднократности.
При этом для целей применения части 1 данной статьи в пункте 4 примечания к этой статье раскрывается понятие неоднократного злоупотребления доминирующим положением. Так, неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение более двух таких правонарушений в течение трех лет, за которые лицо привлечено к административной ответственности. Такое определение неоднократного злоупотребления доминирующим положением согласуется с пунктом 11 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", которым раскрывается понятие "систематическое осуществление монополистической деятельности".
Признак неоднократности совершения предусмотренных законопроектом деяний (злоупотребление доминирующим положением) рассматривается как необходимый элемент состава преступления, обеспечивающий исключение возможности привлечения к уголовной ответственности лиц, впервые совершивших наказуемые деяния.
Посредством введения указанного признака предполагается обеспечить привлечение к уголовной ответственности лиц за неоднократное злоупотребление доминирующим положением, которое повлекло материальные последствия в виде причинения ущерба или получения дохода, что подтверждается результатами рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства, а также выносимыми антимонопольным органом постановлениями по делам об административных правонарушениях за такие нарушения. При этом при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за неоднократное злоупотребление доминирующим положением учитываются только те административные правонарушения, которые содержат все существенные признаки деяния, предусмотренного частью 1 статьи 178 Кодекса.
Целесообразность введения положений, устанавливающих административную преюдицию, обосновывается необходимостью исключения излишней криминализации деяний и повышения значения предупреждающего воздействия уголовной нормы.
Законопроект сохраняет размер крупного ущерба, установленный в действующей редакции статьи 178 Кодекса. Вместе с тем законопроект определяет размер особо крупного ущерба, под которым признается ущерб, сумма которого превышает три миллиона рублей, что в соотношении с крупным ущербом составляет 1 к 3. Такое соотношение соответствует уже установленным Кодексом соотношениям крупного ущерба к особо крупному ущербу.
Указанные в законопроекте суммы дохода в крупном размере определены на основе анализа правоприменительной практики и обусловлены необходимостью исключения из практики применения уголовной ответственности за малозначительные правонарушения.
Так, установленным законопроектом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей. При этом соотношение установленного законопроектом размера дохода в крупном размере к доходу в особо крупном размере составляет 1 к 5.
В практике применения антимонопольного законодательства нарушения, связанные с извлечением дохода в пределах указанных сумм, не являются часто встречающимися нарушениями. Например, за период с 2006 года по 2007 год антимонопольными органами было выявлено всего два нарушения, одно из которых было квалифицированно как совершение согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, где размер необоснованно полученного вследствие такого нарушения дохода был равен 55,6 миллиона рублей (дело М> 1 06/323-06# о нарушение ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом", ОАО "Мегафон" пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"), а второе - как заключение соглашения, запрещенного антимонопольным законодательством, где сумма выручки от реализации антиконкурентного соглашения составила 405,9 миллиона рублей (дело N 1 11/73-07 о нарушении ОАО АКБ "Авангард" и ЗАО "Страховая группа "Авангард-Гарант" пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции").
Указанные нарушения не могут быть отнесены к малозначительным правонарушениям по степени их общественной опасности, характеризующейся размером и характером их последствий, и поэтому должны быть отнесены к общественно опасным деяниям, запрещенным Кодексом под угрозой наказания.
В предлагаемой законопроектом части 2 статьи 178 Кодекса устанавливается ответственность за деяния, перечисленные в части 1 данной статьи, при наличии типичных признаков повышенной общественной опасности данного преступления.
Новая редакция части 2 статьи 178 в отличие от используемых в действующей редакции признаков повышенной опасности уголовно-наказуемого нарушения антимонопольного законодательства добавляет признак причинения особо крупного ущерба и извлечения дохода в особо крупном размере, а также перенесенный из части третьей действующей редакции признак совершения деяния с уничтожением или повреждением чужого имущества (при отсутствии признаков вымогательства), При этом такие признаки как совершенные группой лиц по предварительному сговору и совершенные организованной группой из новой редакции статьи 178 исключены.
Установление повышенной уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, сопряженное с причинением ущерба в особо крупном размере и извлечением дохода в особо крупном размере необходимо в целях ориентирования правоприменительной практики на борьбу с нарушениями антимонопольного законодательства, причиняющими наиболее тяжкие материальные последствия.
В предлагаемой законопроектом части 3 статьи 178 устанавливается ответственность за деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения (частично воспроизводит конструкцию действующей редакции части 3 этой статьи).
Законопроектом предусматривается специальное правило освобождения от уголовной ответственности лиц, которые своими действиями способствовали пресечению или расследованию, в том числе раскрытию преступления, при условии, что в таких действиях не содержится иного состава преступления. Данный институт используется в действующем уголовном законодательстве и не связан с необходимостью применения специальных условий освобождения от уголовной ответственности с категорией тяжести преступления (такие условия применяются как в отношении тяжких и особо тяжких преступлений, так и в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (части 1 и 2 статей 122, 204, часть 1 статьи 222 Кодекса и др.).
Предлагаемое законопроектом положение об освобождении от уголовной ответственности направлено на повышение эффективности выявления и расследования нарушений антимонопольного законодательства.
Проект федерального закона будет способствовать повышению эффективности предупреждения и пресечения картельных соглашений и иных фактов монополистической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства, а также иные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.