Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 21.04.2022 г.)
Проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 89 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 3994-р.
Основной целью законопроекта является признание утратившими силу положений Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-I "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-I) в части проведения экспертизы по вопросам космической деятельности с учётом практики их правоприменения, а также уменьшение административных барьеров при реализации проектов в области космической деятельности частными лицами.
Согласно статье 11 Закона N 5663-I на основании экспертизы принимаются следующие решения по отдельным вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности:
включение проекта в Федеральную космическую программу России (далее - ФКП);
выдача сертификатов на образцы космической техники (далее - КТ), а также на оборудование, применяемое при создании и использовании КТ;
отнесение КТ и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен;
подведение итогов конкурсов космических проектов;
установление причин происшествий при осуществлении космической деятельности;
по иным вопросам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения экспертизы по вопросам космической деятельности был установлен пунктом 1 статьи 11 Закона N 5663-I.
С тех пор законодательство Российской Федерации в том числе по вопросам поставок продукции для федеральных государственных нужд, разработки государственных и федеральных целевых программ, экспортного контроля, контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, претерпело существенные изменения, вследствие чего Госкорпорация "Роскосмос" в настоящее время экспертизы по вопросам космической деятельности в соответствии с указанной статьей не проводит, а ее положения фактически утратили актуальность.
Так, согласно статье 8 Закона N 5663-I, ФКП является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники (далее - КТ) в научных и социально-экономических целях.
Порядок разработки и реализации ФКП установлен Федеральным законом от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
С принятием указанных нормативных правовых актов Российской Федерации экспертиза, предусмотренная абзацем 2 пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-I не проводится.
Сертификация КТ в настоящее время осуществляется независимыми органами по сертификации, аккредитованными в федеральной системе сертификации КТ.
Экспертиза по выдаче сертификатов на образцы КТ, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании КТ, проводится экспертами указанных органов по сертификации и является завершающим этапом для принятия органом по сертификации решения о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Госкорпорация "Роскосмос" не участвует в экспертизе и не принимает каких-либо решений разрешительного характера на ее основе.
В соответствии с абзацем тринадцатым части 2 статьи 6 Закона N 5663-I, а также пунктом 9 статьи 11 и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона N 215-ФЗ Госкорпорация "Роскосмос" выступает в качестве уполномоченного органа по космической деятельности, наделенного полномочиями по организации сертификации КТ, то есть по созданию правовых основ для ее осуществления, но не по ее проведению.
Таким образом Госкорпорация "Роскосмос" не производит выдачу сертификатов на образцы КТ, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании КТ, применительно к положению абзаца пятого пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-I.
Правоотношения по вопросам отнесения КТ и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен (абзац шестой пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-I), регламентированы Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Федеральный закон N 183-ФЗ), который устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2001 N 294 "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" государственная экспертиза проводится постоянно действующими межведомственными экспертными группами, образуемыми при ФСТЭК России по соответствующим направлениям науки, техники и технологий, в состав которых входят уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации "Роскосмос". ФСТЭК России является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля, который осуществляет рассмотрение экспортных контрактов и процедуру лицензирования экспортируемой продукции.
Заключение государственной экспертизы служит основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией.
В связи с этим экспертиза по вопросам космической деятельности, предусмотренная абзацем шестым пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-I, для принятия решения об отнесении КТ и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен, не проводится.
Ввиду отсутствия в законодательстве Российской Федерации определения понятия "космический проект" за время действия Закона N 5663-I (абзац седьмой пункта 1 статьи 11) решения государственных органов по вопросам разработки космических проектов не принимались и конкурсы космических проектов не проводились.
Государственные заказчики КТ производят ее закупки в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которая устанавливает, что уполномоченные государственные органы, в том числе федеральный орган исполнительной власти по обороне и Госкорпорация "Роскосмос", применяют при осуществлении закупок конкурентные способы (конкурсы и аукционы) определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд детально определен порядок и механизмы реализации, в том числе подведения итогов конкурсов при создании РКТ, в связи с чем норма о подведении итогов конкурсов космических проектов, установленная в абзаце седьмом пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-I, не применяется.
О проведении экспертизы для установления причин происшествий при осуществлении космической деятельности, предусмотренной абзацем восьмым статьи 11 Закона N 5663-I, необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 23 Закона N 5663-I происшествия, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности подлежат расследованию, порядок которого определяется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация расследования причин происшествий (аварий и катастроф) при проведении летных испытаний космических систем и комплексов военного, социально-экономического, научного, двойного, коммерческого назначения, а также пилотируемых космических комплексов (далее - космические комплексы), возлагается на государственную Комиссию, полномочия которой определены Положением о государственной комиссии по проведению летных испытаний космических систем и комплексов (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1036. Согласно пункту 1 Положения государственная Комиссия является коллегиальным органом, осуществляющим координацию работ организаций и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении летных испытаний космических комплексов.
В соответствии с подпунктами "г" и "ж" пункта 4 Положения государственная Комиссия организует работы по выяснению причин аварий и отказов при летных испытаниях космических комплексов и в случае аварии или отказа немедленно представляет информацию в Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
В случае нештатной ситуации (аварии, катастрофы), по информации, представленной государственной Комиссией, Правительством Российской Федерации дается поручение государственной Комиссии об образовании аварийной комиссии по расследовании причин аварии и ликвидации ее последствий (или об образовании такой комиссии совместным приказом государственного заказчика пуска и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти).
Государственная Комиссия образует аварийную комиссию и определяет порядок ее работы в соответствии с разделом 5 (подпункты 5.1.18, 5.1.19) Положения о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.1998 N 819-31 (далее - Положение РК-98) и разделом 5 (подпункт 5.1.20) Положения о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов (далее - Положение РК-11), утвержденного протоколом Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 24 мая 2011 г.. Указанные Положения являются обязательными для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц, участвующих в создании, производстве и эксплуатации космических комплексов (их изделий).
При этом работы по исследованию причин аварии проводятся по спецпрограммам, разработанным головным разработчиком изделия и утвержденным генеральным конструктором. Спецпрограмма должна предусматривать всесторонний анализ аварии и экспериментальные проверки эффективности проведенных мероприятий с привлечением головных НИИ государственного заказчика, промышленности и других организаций.
Расследование причин происшествий, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности (в том числе при эксплуатации (применении) космических комплексов) организует Госкорпорация "Роскосмос" в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 215-ФЗ.
Приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 28.12.2018 N 411 утверждено Положение об организации работ по подготовке и проведению пусков ракет космического назначения, в соответствии с которым для проведения каждого пуска на этапе эксплуатации космического комплекса приказом Госкорпорации "Роскосмос" назначается комиссия по проведению пуска, осуществляющая свою деятельность в случае аварии в соответствии с Положениями РК-98 и РК-11.
Таким образом, законодательством Российской Федерации детально определен порядок расследования происшествий, в том числе порядок проведения экспертизы для установления причин происшествий, включая аварии и катастрофы при осуществлении космической деятельности (проведении летных испытаний и эксплуатации (применении) космических комплексов), в связи с чем абзац 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 5663-I на практике не применяется.
Рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере воздушного транспорта при Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 02.06.2021 N 068/РГПС) поддержано предложение Госкорпорации "Роскосмос" о необходимости отмены вида разрешительной деятельности по вопросу "Экспертиза по вопросам космической деятельности", так как соответствующий вид разрешительной деятельности не осуществляется.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается статью 11 Закона N 5663-I признать утратившей силу. Кроме того, законопроектом признаются утратившими силу отдельные положения федеральных законов, которыми ранее были внесены изменения в статью 11 Закона N 5663-I.
Законопроект не содержит решений, которые имеют социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Принятие законопроекта не повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.