Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.1 и 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
(подготовлен Минюстом России 21.04.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.1 и 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - законопроект) предусматривает наделение ФНС России полномочиями по развитию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС,ФГИС ЕГР ЗАГС соответственно) в целях обеспечения непрерывного развития указанной информационной системы в условиях совершенствующегося законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
ФГИС ЕГР ЗАГС успешно введена в эксплуатацию 01.10.2018.
Федеральная налоговая служба в соответствии с пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) определена оператором ФГИС ЕГР ЗАГС, к функциям которого отнесены создание, эксплуатация данной информационной системы, обеспечение ее бесперебойного функционирования, обработка содержащейся в ней информации, в том числе персональных данных, защита сведений, а также представление сведений в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ.
Реализация требований нормативных правовых актов, принятых после ввода в эксплуатацию, в том числе реализация экстерриториального принципа предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, доработка новых видов сведений для предоставления сведений получателям, расширение функционала ФГИС ЕГР ЗАГС, и иные задачи, возникающие в ходе эксплуатации информационной системы, требуют планирования и реализации мероприятий по развитию информационной системы.
Таким образом, системные изменения законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния требуют расширения нормативно закрепленных полномочий оператора ФГИС ЕГР ЗАГС в части развития информационной системы.
При этом согласно пункту 17 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 (далее - Требования), мероприятия по развитию системы осуществляются в порядке, аналогичном проведению мероприятий по созданию системы. Исходя из положений пунктов 2 и 17 Требований, основанием для развития системы является обязанность уполномоченного органа исполнительной власти по развитию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами. Учитывая, что полномочия по созданию системы закреплены Федеральным законом N 143-ФЗ, полномочия по развитию системы также должны быть закреплены Федеральным законом N 143-ФЗ.
25.12.2020 органами ЗАГС Российской Федерации успешно завершен перевод в электронный вид и включение в ЕГР ЗАГС записей актов гражданского состояния, составленных в период с 1926 года и находящихся на хранении в органах ЗАГС на бумажных носителях (до создания ЕГР ЗАГС).
В связи с завершением конвертации записей актов гражданского состояния в ЕГР ЗАГС обеспечена возможность предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде получателям сведений в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ, что позволяет осуществлять автоматическое направление сведений в информационные системы уполномоченных получателей и ее последующую обработку.
В связи с этим также предлагается исключить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориальные органы) из числа органов, имеющих право на получение сведений по запросу, направляемому в органы ЗАГС на бумажном носителе в соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ. В настоящее время указанные запросы направляются в рамках контрольной работы, урегулирования вопросов задолженности и процедур банкротства и характеризуются большой трудоемкостью для органов ЗАГС.
При этом согласно пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ ФНС России (ее территориальные органы) уже включены в перечень органов власти, уполномоченных на получение содержащихся в ЕГР ЗАГС сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В целях осуществления доработки автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") в части получения из ЕГР ЗАГС и обработки сведений по всем видам актов гражданского состояния предлагается предусмотреть отложенное вступление в силу с 01.01.2023 соответствующих положений законопроекта.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие федерального закона не окажет влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.