Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 112803-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 112803-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Ю.А. Напсо, В.Л. Горбачевым и С.В. Ивановым.
Названным законопроектом вносятся в статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации изменения, усиливающие уголовную ответственность за изнасилование и насильственные действия сексуального характера, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшей (потерпевшего). В частности, за названные деяния предлагается предусмотреть наказание в виде лишения свободы от восьми до двадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.
Одновременно законопроектом предлагается в статье 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавить подсудность уголовных дел в отношении лиц, совершивших изнасилование или насильственные действия сексуального характера, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшей (потерпевшего), Верховному Суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
Предлагаемые изменения в статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации представляются, по мнению Комитета, неприемлемыми, поскольку противоречат части 2 статьи 20 Конституции Российской Федерации, статьям 57 и 59 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названными нормами смертная казнь устанавливается в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей, а пожизненное лишение свободы - за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Между тем как при изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера посягательство осуществляется против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Кроме того, устанавливая за совершение изнасилования и насильственных действий сексуального характера, повлекших по неосторожности смерть потерпевшей (потерпевшего), наказание в виде лишения свободы от восьми до двадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни аналогичное наказанию за совершение убийства - умышленного причинения смерти, сопряженного с изнасилованием (пункт "к" части второй статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации), законопроект фактически уравнивает названные преступления. А это не согласуется с принципом дифференциации уголовной ответственности, согласно которому наказания за умышленные преступления должны быть строже, чем наказания за преступления, совершенные по неосторожности.
Таким образом, в случае принятия законопроекта будет нарушено положение статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству проект федерального закона N 112803-5 "О внесении # в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", рекомендует Государственной Думе отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.