Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 149449-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 27 ноября 2008 года N 11-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), положение части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в той части, в какой оно - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 597 и пунктом 2 статьи 602 ГК РФ, предусматривающими определение минимального размера платежей в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного законом, - предписывает исчисление платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производить с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Указанное положение части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" утрачивает силу с момента введения в действие нового правового регулирования, которое, как отмечается в названном Постановлении, законодатель обязан принять в первоочередном порядке не позднее 1 июля 2009 года.
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект) нацелен на устранение сложившегося на практике неоднозначного понимания и применения части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" во взаимосвязи с положениями гражданского законодательства в части определения суммы, в которой должны выплачиваться платежи по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленные в зависимости от минимального размера оплаты труда. Кроме того, проект предполагает решение аналогичной проблемы применительно к платежам по алиментным обязательствам, а также по тем обязательствам из причинения вреда жизни или здоровью, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Основная цель законопроекта состоит в том, чтобы связать исчисление размера денежных обязательств, выплаты по которым производятся непосредственно на содержание гражданина, не с минимальным размером оплаты труда, а с величиной прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в том субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает гражданин. Так, например, если обязательство установлено в пользу несовершеннолетнего гражданина, то будет подлежать применению величина прожиточного минимума для детей.
Начиная с 1 января 2001 года по настоящее время минимальный размер оплаты труда по гражданско-правовым обязательствам был установлен в размере 100 рублей и не изменялся, в то время как величина прожиточного минимума изменяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. В настоящее время эта величина составляет 4646 рублей на душу населения.
В статье 318 ГК РФ предлагается установить общее для всех случаев выплаты средств по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина правило об индексации таких средств в случаях и в порядке, предусмотренных законом или договором. К случаям, предусмотренным в законе, относятся прежде всего обязательства вследствие причинения вреда жизни или здоровью, размер платежей по которым индексируется в настоящее время в соответствии со статьей 1091 ГК. Однако статья 1091 ГК по существу не определяет порядка индексации сумм выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни. В связи с этим предлагается напрямую установить, что эти суммы подлежат изменению пропорционально изменению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.
К другим случаям выплаты средств по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина относятся платежи по договорам ренты и пожизненного содержания с иждивением, а также алиментные обязательства, применительно к которым проект содержит аналогичный подход. Устанавливается связь между изменением размера величины прожиточного минимума и платежами по договорам постоянной или пожизненной ренты, в том числе по договору пожизненного содержания с иждивением. Предлагается также установить в статье 117 СК РФ, что размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, определяется судом кратно установленной в соответствии с законом величине прожиточного минимума. В настоящее время в соответствии с действующей редакцией Семейного кодекса размер алиментов устанавливается в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.
Чтобы избавить граждан от необходимости обращения в суд с требованиями об индексации размера выплачиваемых на их содержание сумм, проект вносит изменения в Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Устанавливается, что при изменении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель или организация, а также иное лицо, которым направлен исполнительный документ, (например, работодатели плательщика) производят перерасчет сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, либо сумм алиментов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина)
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина)
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.