Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 149449-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(в части уточнения порядка индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 149449-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается устранить сложившееся на практике неоднозначное понимание и применение части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" во взаимосвязи с положениями гражданского законодательства в части определения суммы, в которой должны выплачиваться платежи по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленные в зависимости от минимального размера оплаты труда. Кроме того, проект предполагает решение этой же проблемы применительно к платежам по алиментным обязательствам, а также по тем обязательствам из причинения вреда жизни или здоровью, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), положение части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в той части, в какой оно - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 597 и пунктом 2 статьи 602 ГК РФ, предусматривающими определение минимального размера платежей в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного законом, - предписывает исчисление платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производить с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Указанное положение части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" должно утратить силу с момента введения в действие нового правового регулирования, которое, как отмечается в названном Постановлении, законодатель обязан принять в первоочередном порядке не позднее 1 июля 2009 года. Законопроект нацелен на решение этой задачи.
Проект содержит комплексный подход к проблеме, поскольку все виды сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, связываются с величиной прожиточного минимума. При этом предлагается исчислять соответствующие платежи исходя из величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в том субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает гражданин, в чью пользу производятся выплаты.
В целях обеспечения внесудебного порядка индексации взыскиваемых в пользу гражданина периодических платежей в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вводится правило о перерасчете сумм, выплачиваемых на содержание гражданина, непосредственно в ходе исполнительного производства.
Изменения, соответствующие концепции законопроекта, предлагается внести также в часть первую Гражданского кодекса РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 149449-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.