Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
(подготовлен Минобороны России 23.04.2022 г.)
Проект федерального закона подготовлен в целях:
предоставления военнослужащим из числа инвалидов боевых действий права на профессиональное обучение и обучение по программам профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей без учета общей продолжительности военной службы и оснований увольнения с военной службы;
предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дополнительного права на профессиональное обучение;
приведения правовых норм пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) в соответствие с правовыми нормами, указанными в статьях 73 и 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Участвуя в боевых действиях, военнослужащие с честью выполняют свой воинский долг, проявляя при этом мужество, смелость и героизм.
Ряд военнослужащих, получив в ходе боевых действий ранение (контузию, травму, увечье, заболевание), признаются в установленном порядке инвалидами боевых действий.
Отдельные военнослужащие из числа инвалидов боевых действий получают указанный статус, не имея достаточной (пять лет и более) выслуги лет для прохождения профессионального обучения и обучения по программам профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей.
Проектом федерального закона предлагается отменить для них указанное ограничение.
Абзацами вторым и третьим пункта 5 статьи 19 Федерального закона N 76-ФЗ гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, право на профессиональное обучение уже предоставлено.
Профессиональное обучение в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 273-ФЗ проводится по программам:
профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
переподготовки рабочих и служащих;
повышения квалификации рабочих и служащих.
Термин "профессиональная переподготовка" в рамках Федерального закона N 273-ФЗ отдельно не применяется, а используется в понятиях дополнительного профессионального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется путем реализации дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации).
Учитывая изложенное, слова "профессиональную переподготовку" предлагается заменить словами "профессиональное обучение или обучение по программам профессиональной переподготовки".
Изменение требования об общей продолжительности военной службы военнослужащих по контракту с "пять лет и более" на "более пяти лет" устраняет существующую правовую неопределенность.
Военнослужащий, отслуживший первый контракт сроком пять лет и не изъявивший желания продолжить военную службу по контракту, приобретает право на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в последние сутки срока контракта и, соответственно, может подать в этот день рапорт на ее прохождение.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 11 статьи 39 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 53-ФЗ и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
В данном случае реализация права военнослужащего на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей невозможна в связи с его увольнением с военной службы на следующий день после окончания срока контракта.
Изменение формулировки направлено на устранение указанной правовой коллизии.
Срок пять лет определен, исходя из срока первого контракта, заключаемого с офицерами, окончившими военно-учебные заведения, а также тем, что статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации определена обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Периодичность такого обучения определяется нормативными правовыми актами и профессиональными стандартами, как правило, не реже одного раза в пять лет (педагогические работники - один раз в три года).
Содержание законопроекта не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принимаемые законопроектом решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешении, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, оснований для направления законопроекта на заключение об оценке регулирующего воздействия нет в связи с тем, что данный законопроект содержит сведения, относящиеся к прохождению военнослужащими по контракту профессионального обучения и обучения по программам профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей.
Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, а также внесения изменений в акты федерального законодательства, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.