Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
по проекту федерального закона N 65962-5 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения оснований отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (внесен Московской городской Думой)
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 65962-5 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения оснований отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается расширить основания отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при разграничении государственной собственности на землю.
Так, предусматривается, что к собственности указанных субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), могут относиться как земельные участки, распложенные в границах городов федерального значения, так и земельные участки, расположенные в границах других субъектов Российской Федерации.
Действующая редакция пункта 4 статьи 3.1 Федерального закона предусматривает, что к собственности городов федерального значения относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
Учитывая особый правовой статус городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вопрос о целесообразности расширения перечня земельных участков, которые могут находиться в собственности этих субъектов Российской Федерации, требует дополнительного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.
Законопроектом предлагается также в качестве основания государственной регистрации права собственности Москвы и Санкт-Петербурга на земельные участки установить издание актов органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации об утверждении проектов границ сформированных земельных участков, которые не заняты зданиями, строениями и сооружениями и распложены в границах городов федерального значения.
Вместе с тем с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" понятие "проект границ земельного участка" исключено из законодательства Российской Федерации, а вопросы образования земельных участков урегулированы по новому.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что предлагаемое дополнение обусловлено необходимостью устранения правовой неопределенности в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, и препятствий для их использования.
Однако из предлагаемой редакции нового пункта 6 статьи 3.1 Федерального закона можно сделать вывод, что речь идет не только о земельных участках, находящихся в неразграниченной государственной собственности, но о любых земельных участках, которые не заняты зданиями, строениями и сооружениями и распложены в границах Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе о земельных участках, находящихся в частной собственности. Такой подход является неправомерным.
Кроме того, в настоящее время какие-либо ограничения на использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Федеральным законом не установлены. Отсутствует также и правовая неопределенность в правовом статусе указанных земельных участков.
Так, абзацем четвертым пункта 10 статьи 3.1 Федерального закона предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац четвертый пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
При этом в соответствии с абзацем первым того же пункта отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 65962-5 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.