Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования правоотношений по использованию земельных участков, предоставленных для строительства объектов трубопроводного транспорта" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием разработки проекта акта является пункт 33 плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. N 1152-р.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является сокращение сроков строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-21/00118670).
Разработчиком проведены публичные обсуждения законопроекта и сводного отчета в период с 2 по 27 августа 2021 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 были проведены публичные консультации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период с 31 января по 8 февраля 2022 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Энергетика", Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области, Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Министерства экономического развития Приморского края, Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, Правительства Республики Марий Эл, не содержащие замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Энергетика" и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, содержащие замечания, частично учтенные в настоящем заключении об оценке регулирующего воздействия, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
Как указывает разработчик, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) является несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка, установленному в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 26, частью 1 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если разрешенное использование созданного (создаваемого) объекта недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрацией прав отказывается по решению государственного регистратора прав.
Таким образом, проект акта направлен на сокращение числа отказов в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, а также отказе в кадастровом учете и регистрации газопроводов по вышеуказанным основаниям, в случае размещения газопроводов на земельных участках, принадлежащих на праве собственности третьим лицам и предоставленных на период строительства, реконструкции, капитального ремонта.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в законопроекте не выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;
в законопроекте не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно обращаем внимание разработчика на поступившую в рамках проведения публичных консультаций с органами государственной власти субъектов Российской Федерации позицию члена Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Энергетика" (Правительство Ленинградской области), согласно которой вместо введения запрета на изменение вида разрешенного использования участка до ввода в эксплуатацию объекта трубопроводного транспорта, предлагается внести изменение в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о возможности размещения линейного объекта безотносительно к виду разрешенного использования земельного участка за исключением случаев, предусмотренных законом, поскольку в соответствии со статьей 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. Таким образом, в случае если земельный участок образован для целей строительства линейного объекта, то правообладатель не сможет самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с частью 4 статьи 37 ГрК РФ.
На основании части 7 статьи 36 и части 5 статьи 37 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 43 ГрК РФ требуется обязательная подготовка документации по планировке территории (проект межевания в составе проекта планировки территории определяет виды разрешенного использования земельных участков) при строительстве, реконструкции линейного объекта за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, а также случаев, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таким образом, законодательством не урегулированы отношения по определению, изменению видов разрешенного использования участков для размещения линейных объектов лишь в случаях, когда не требуется подготовка документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Примечанием 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, определено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенномачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.