Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 339 "О сотрудничестве по вопросам развития национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях в государствах, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии"
(подготовлен Ростехнадзором 27.04.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 339 "О сотрудничестве по вопросам развития национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях в государствах, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии" (далее - проект постановления) разработан в целях реализации подпунктов "в", "г" пункта 13 Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2018 N 585.
На сегодняшний день Российская Федерация успешно реализует государственную политику по расширению своего присутствия на международном рынке ядерных энергетических технологий. Возрастает количество стран, приступающих или планирующих приступить к использованию атомной энергии с применением российских технологий, и с которыми Российской Федерацией заключены межправительственные соглашения о сооружении объектов использования атомной энергии.
Мировая практика сооружения атомных электростанций в странах, не имеющих полноценной инфраструктуры атомной энергетики, включая наличие органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, подтверждает целесообразность сооружения объектов использования атомной энергии "под ключ". Такой подход, в частности предполагает передачу опыта и знаний, а также консультирование страны-получателя технологии со стороны страны-экспортера. В области регулирования безопасности при использовании атомной энергии такое содействие заключается, в частности, в разработке нормативной правовой базы ядерной и радиационной безопасности.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 339 "О сотрудничестве по вопросам развития национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях в государствах, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 339) органом, уполномоченным осуществлять в установленном порядке сотрудничество с органами государственной власти государств, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии, по вопросам развития национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, включая развитие нормативной правовой базы, систем лицензирования и надзора в указанной области, а также по вопросам организации подготовки персонала органов регулирования ядерной и радиационной безопасности этих государств, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 5.10 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Ростехнадзор осуществляет сотрудничество с органами государственной власти государств, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии, на основании соответствующих межведомственных соглашений и меморандумов о взаимопонимании, подписанных в развитие межправительственных соглашений о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.
В соответствии с требованием 20 стандарта безопасности МАГАТЭ N GSR Part 1 (Rev. 1) "Государственная, правовая и регулирующая основа обеспечения безопасности" регулирующий орган в поддержку своих регулирующих функций пользуется, по мере необходимости, техническими или другими профессиональными экспертными консультациями или услугами, но это не освобождает регулирующий орган от возложенных на него обязанностей.
Реализация заключенных с органами государственной власти государств, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии, соглашений и меморандумов о взаимопонимании предполагает научно-техническую и экспертную поддержку со стороны уполномоченных (подведомственных) организаций, имеющих опыт, знания и компетенции в области регулирования ядерной и радиационной безопасности.
В Российской Федерации научно-техническое обеспечение государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (в частности, выполнение и координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение экспертиз, включая экспертизу безопасности; развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в области использования атомной энергии) осуществляется организациями научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности на основании статьи 37.1 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ).
Согласно подпункту 8 пункта 67 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, укрепление достигнутых Российской Федерацией лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в атомном энергопромышленном комплексе является одной из ключевых задач, решение которой направлено на достижение целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
В этой связи постановление Правительства Российской Федерации N 339 предлагается дополнить положением, согласно которому научно-техническую поддержку органам государственной власти государств, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии, в части подготовки предложений по разработке проектов нормативных правовых актов, проведения экспертиз безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых в рамках лицензирования в указанной области, а также разработки учебно-методических материалов для персонала органов регулирования ядерной и радиационной безопасности этих государств, оказывают организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, предусмотренные статьей 37.1 Федерального закона N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
Принятие и реализация проекта постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не вводит новые виды государственного контроля (надзора) и новые виды разрешительной деятельности, не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение требований в области промышленной безопасности.
Проект постановления не устанавливает требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений Проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация полномочий, предусмотренных Проектом постановления, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных таким органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.