Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" разработан в строгом соответствии с требованиями Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которому технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет со дня его вступления в силу.
Разработка проекта технического регламента в сфере наружной рекламы была вызвана рядом различных факторов, однако решающее влияние оказало недавно изменившееся рекламное законодательство Российской Федерации. Так, в принятом в прошлом году Федеральном законе "О рекламе" имеются ссылки на требования несуществующих на сегодняшний день технических регламентов, в том числе в сфере наружной рекламы (ч. 4, статьи 19). Отсутствие технического регламента не позволяет в полной мере применять некоторые положения Федерального закона "О рекламе".
Более того, в перечне федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" подчеркивается необходимость разработки и принятия в соответствии с федеральным законом "О техническом регулировании" технического регламента, определяющего требования к размещению средств наружной рекламы (рекламных конструкций).
Динамичное развитие в последние годы показала сфера наружной рекламы. Появляются новые виды и типы рекламных конструкций, более органично вписывающиеся в городскую среду, активно используются высокие технологии, при производстве рекламных конструкций применяются новейшие материалы. В основном развитие сферы наружной рекламы в стране осуществляется силами представителей малого и среднего бизнеса.
Однако, отсутствие единых стандартов и правил, регулирующих проектировку, размещение, монтаж, эксплуатацию, утилизацию и т.д. рекламных конструкций на сегодняшний создает целый спектр проблем и во многом препятствует более эффективному развитию сферы наружной рекламы.
Во-первых, отсутствие универсальных, единых правил в значительной степени увеличивает административные издержки, способствует произволу со стороны чиновников, которые получают возможность разрабатывать и применять на вверенной им территории свои собственные, узковедомственные правила. Порой в различных регионах к монтажу, установке и эксплуатации рекламных конструкций применяются различные требования, что является существенной препоной для операторов в области наружной рекламы.
Во-вторых, несмотря на все успехи отрасли, наблюдаемые в последние годы, особую актуальность приобрела проблема безопасности в сфере наружной рекламы. Рекламные конструкции устанавливаются в местах массового скопления людей, на площадях, вдоль автомобильных магистралей, на крышах и фасадах домов во избежание несчастных случаев необходимо неукоснительно следовать единым правилам безопасности, разработанным с учетом особенностей характера эксплуатации рекламных конструкций, в том числе и климатическим.
В проекте федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" большое внимание уделяется вопросам и проблемам безопасности установки и эксплуатации рекламных конструкций, достижение которой, по сути, может рассматриваться в качестве главной цели законопроекта. В проекте технического регламента устанавливаются необходимые требования по обеспечению защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества при проектировании, производстве, размещении, монтаже, эксплуатации и утилизации рекламных конструкций на территории Российской Федерации.
Проект технического регламента направлен на регулирование отношений, возникающих при разработке, проектировании, производстве, размещении, монтаже, наладке, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте, модернизации, утилизации и оценке соответствия рекламных конструкций на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящим техническим регламентом.
Сфера распространения проекта технического регламента - рекламные конструкции вне зависимости от страны изготовления, расположенные на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений, или вне их. В проекте технического регламента устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования не только к рекламным конструкциям, но и к субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, участвующим в процессах разработки, проектирования, производства, размещения, монтажа, наладки, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации рекламных конструкций, а также в процессах оценки и контроля соответствия рекламных конструкций требованиям проекта технического регламента.
В проекте федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" содержатся требования по безопасности при размещении рекламных конструкций различных форматов как на недвижимых зданиях, сооружениях, строениях, опорах и ограждениях, так и на автомобильных дорогах и в пешеходных зонах. Особое внимание уделяется безопасности дорожного движения и предотвращению случаев провоцирования рекламными конструкциями дорожно-транспортных происшествий.
Так, при размещении рекламных конструкций перед дорожными знаками и светофорами, согласно требованиям проекта технического регламента, должна быть обеспечена видимость информации знаков и светофоров из любой точки траектории движения. Универсальный подход к обеспечению видимости информации знаков и светофоров становится возможным благодаря введению нового принципа расчета минимального расстояния между рекламными конструкциями и дорожными знаками (светофорами), в основу которого закладывается отношение разрешенной скорости движения к площади рекламной поверхности конструкции.
Содержащиеся в проекте федерального закона требования к проектированию рекламных конструкций, регулируют целый ряд аспектов, среди них: ведение проектной документации, технические вопросы обеспечения безопасности рекламной конструкции на этапе проектирования. В законопроекте прописываются четкие правила определения степени безопасности рекламной конструкции на основании расчетов ее прочностных и деформационных характеристик. Разработка и проектирование рекламных конструкций должна осуществляться с учетом условий и места размещения рекламной конструкции, при этом принимаются во внимание ветровые нагрузки, температурные климатические воздействия, гололедные нагрузки и иные особенности места расположения рекламной конструкции.
Кроме того, новаторскими положениями проекта технического регламента представляется введение в проектной документации обязательного перечня мер предусматривающих основные указания по утилизации рекламной конструкции. Таким образом, процесс утилизации отслужившей свой срок рекламной конструкции становится более безопасным и безвредным для граждан и окружающей среды.
Широкое распространение в последние годы получили рекламные конструкции, оборудованные электроустановками или иным электрооборудованием - "скроллеры", "призма-вижн", конструкции с внутренней подсветкой и т.д. В четвертой главе проекта технического регламента отражены требования по безопасности, предъявляемые к таким рекламным конструкциям. Внимание уделяется не только правилам защиты электроустановок от внешнего воздействия, в целях предотвращения поражения электрическим током, возникновения пожаров и взрывов, негативного воздействия вредных веществ, вибрации, ожогов в результате контакта людей с нагретыми поверхностями, но также определяются критерии выбора подходящего электрооборудования для рекламной конструкции.
Все выбранное электрооборудование должно иметь характеристики, удовлетворяющие исходным данным и расчетным величинам, полученным в процессе проектирования рекламной конструкции, а его климатическое исполнение, что немаловажно для нашей страны, должно удовлетворять условиям эксплуатации электроустановки. Надлежащее исполнение требований, предъявляемых к электроустановкам, позволит сделать процесс эксплуатации рекламной конструкции более безопасным.
Особое внимание в законопроекте уделено экспертизе безопасности рекламной конструкции на всех этапах ее проектирования, монтажа, эксплуатации и утилизации. В частности указывается перечень параметров, по которым должна проводиться экспертиза. В статье 19 главы 7 приведена таблица периодичности проведения экспертиз эксплуатируемых рекламных конструкций, полученная на основе проведенных исследований и по результатам экспертных обсуждений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 16
Проект федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" разрабатывался Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, техническим комитетом по стандартизации ТК 467 "Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест" с привлечением широкого круга специалистов в области наружной рекламы, также специалистов из ряда смежных отраслей. В результате получился документ, включивший в себя не только отечественный опыт регулирования наружной рекламы, за основу законопроекта были взяты положения действующего ГОСТа Р 52044-2003, но и зарубежный, учитывались положения международных нормативных актов, в том числе Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.).
Принятие проекта федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" позволит вывести сферу наружной рекламы в России на новый качественный уровень, полностью распространить на эту отрасль положения действующего Федерального закона "О рекламе", устранить избыточные административные и торговые барьеры в экономике страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения"
Принятие федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти, дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обоснование необходимости принятия федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения"
Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, техническим комитетом по стандартизации ТК 467 "Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест" в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", разработан проект специального технического регламента "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения".
В настоящее время правовое регулирование вопросов затронутых проектом настоящего тех. регламента осуществляется рядом федеральных законов, подзаконными актами РФ и несколькими ведомственными документами.
Необходимость разработки проекта данного специального технического регламента заключается в создании в Российской Федерации единых требований к конструкциям наружной рекламы, способам их установки и территориального размещения для обеспечения безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических, лиц, государственного или муниципального имущества, обеспечения безопасности дорожного движения.
Объектом технического регулирования настоящего Регламента являются рекламные конструкции, относящиеся к наружной рекламе стабильного расположения, согласно Федеральному закону N 38-ФЗ "О рекламе".
Систематизация требований, сведение их в единый документ позволит вывести уровень безопасности рекламных конструкций на территории Российской Федерации на новый качественный уровень.
Введенные в техническом регламенте термины и определения устраняют разночтения и неоднозначные толкования, существующие ныне в области наружной рекламы.
Так, во второй главе проекта технического регламента нашли дальнейшее развитие требования ГОСТ-Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений". Требования стали более конкретизированными и обоснованными. Учтены особенности ныне применяемых типов и форматов рекламных конструкций. Дифференцированы требования при размещении рекламных конструкций на различных элементах автомобильных дорог: на тротуарах, полосах отвода в том числе придорожных полосах, на участках являющихся разделителями встречных потоков транспорта, на участках с круговым движением, на эстакадах, мостах, путепроводах, опорах.
Некоторые требования ГОСТ-Р 52044-2003 были перенесены в проект технического регламента практически без изменений. Так, например, пункт 6.9. ГОСТ-Р 52044-2003 во многом совпадает с пунктом 14 статьи 5 проекта технического регламента, пункта 4.2. # ГОСТ-Р 52044-2003 с пунктом 4 статьи 5 законопроекта. Детализация и дифференциация требований в зависимости от применяемых типов рекламных конструкций и мест размещения, может быть проиллюстрирована на примере сравнения пункта 6.1. ГОСТ-Р 52044-2003 с пунктами 5 и 6 статьи 5 проекта технического регламента. Таким образом, проект федерального закона "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" инкорпорировал в себя основные положения ГОСТ-Р 52044-2003, дополнив и развив их согласно требованиям других законодательных актов Российской Федерации, а также с учетом накопленного за последние годы опыта регулирования сферы наружной рекламы.
Принятие технического регламента позволит регулировать отношения, возникающие при разработке, проектировании, производстве, размещении, монтаже, наладке, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте, модернизации, утилизации рекламных конструкций. Позволит в области наружной рекламы устранить избыточные административные и торговые барьеры в экономике страны.
Перечень используемых при разработке проекта регламента нормативно-правовых актов и технических документов:
- Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002 г.
- Федеральный закон "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006
- Федеральный закон "Земельный кодекс Российской Федерации" N 136-ФЗ от 25 октября 2001 г. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ, от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ)
- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в ред. Федеральных законов от 13.03.2002 N 28-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.12.2002 N 164-ФЗ, от 10.01.2003 N 17-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 11.03.2003 N 32-ФЗ, от 26.03.2003 N 36-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, от 31.12.2005 N 200-ФЗ, от 27.07.2006 N 156-ФЗ)
- Постановление Правительства РФ "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" N 54 от 1 февраля 2006 г.
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ "О правилах дорожного движения" N 1090 от 23 октября 1993 г. (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г.)
- ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования",
- ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
- ГОСТ 27751-88 (СТ СЭВ 384-87) "Надежность строительных конструкций и оснований"
- ГОСТ 23118-99 "Конструкции стальные строительные. Общие технические условия"
- ГОСТ 7268-82 "Сталь. Метод определения склонности к механическому старению по испытанию на ударный изгиб"
- ГОСТ 2.102-68 "Виды и комплектность конструкторских документов"
- ГОСТ 2.104-68 "Основные надписи"
- ГОСТ 2.501-88 "Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения"
- ГОСТ 21.203-78 "Система проектной документации для строительства. Правила учета и хранения подлинников проектной документации"
- ГОСТ Р 50571.1-93 "Электроустановки зданий. Основные положения" (МЭК 364-1-72 МЭК 364-2-70)
- СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия"
- СНиП 2.02.01-83 "Основания зданий и сооружений"
- СНиП 2.03.01-84 "Бетонные и железобетонные конструкции"
- СНиП 2.03.06-85 "Алюминиевые конструкции"
- СНиП II-23-81 "Стальные конструкции"
- СНиП II-25-80 "Деревянные конструкции"
- СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии"
- СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы".
- СНиП 2.09.03-85 "Сооружения промышленных предприятий"
- СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции"
- СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
- СНиП 23-01-99 "Строительная климатология"
- СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений"
- Постановление Госстандарта России N 56-ст от 21 февраля 2003 "Рекомендации по разработке технических регламентов" Р 50.1.044-2003"
- Ведомственные строительные нормы " Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" ВСН 37-84, утвержденных Минавтодором РСФСР 5 марта 1984 года.
- Правила устройства электроустановок (действующие разделы ПУЭ-6 и ПУЭ-7, 4-ый выпуск с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 мая 2006 г.). Утверждены Министерством энергетики Российской Федерации Приказ от 8 июля 2002 г. N 204.
- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. 4-е издание. Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2003 г. Регистрационный N 4145. Приказ Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. N 6.
- Межотраслевые Правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. Утверждены Министерством энергетики РФ Приказ от 27 декабря 2000 г. N 163.
Государственная Дума |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.