Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 497703-4 "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения", внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.Н. Галичаниным (в период исполнения полномочий)
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить требования по обеспечению защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества при проектировании, производстве, размещении, монтаже, эксплуатации и утилизации рекламных конструкций на территории Российской Федерации.
Вместе с тем законопроект содержит положения, которые не соответствуют Федеральному закону "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон).
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Однако законопроект закрепляет также обязательные для применения и исполнения требования к субъектам технического регулирования (части 3 и 4 статьи 2). В частности, часть 5 статьи 10, часть 2 статьи 11, часть 2 статьи 13 законопроекта устанавливают требования к персоналу, осуществляющему производство, монтаж, наладку и техническое обслуживание рекламных конструкций, а также техническое обслуживание электрооборудования.
При этом, предусматривая требования к процессам разработки, проектирования, производства, размещения, монтажа, наладки, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации рекламных конструкций, законопроект не содержит требований к самим рекламным конструкциям как объектам технического регулирования и правилам их идентификации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 законопроекта объектом технического регулирования является, в том числе, оценка соответствия рекламных конструкций. Указанное положение также не соответствует статье 2 Федерального закона и требует исключения. При этом следует учитывать, что технический регламент должен устанавливать правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, а также предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования. Однако указанные положения законопроектом не раскрываются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 1 статьи 3" следует читать "частью 1 статьи 2"
Регулирование отношений, связанных с установкой и демонтажем рекламной конструкции, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О рекламе". Таким образом, указанные отношения не подпадают под предмет регулирования законопроекта, что требует переработки положений частей 12 и 14 статьи 5, части 2 статьи 21, части 3 статьи 23 законопроекта.
В законопроекте используются понятия, содержание которых не определено в законодательстве Российской Федерации, в том числе "предупредительные меры для компенсации возможного отрицательного влияния" (часть 1 статьи 6), "приближенность расчетных схем" (часть 4 статьи 7), "оценка безопасности рекламных конструкций" (глава 7).
Вводимое частью 2 статьи 4 законопроекта понятие рекламной поверхности не соответствует Федеральному закону "О рекламе", где для определения поверхности рекламной конструкции, предназначенной для распространения рекламы или социальной рекламы, используется термин "информационное поле рекламной конструкции".
Статья 12 и часть 6 статьи 13 законопроекта устанавливают, что перед началом монтажа, а также при эксплуатации рекламной конструкции должны производиться соответствующие проверки. Однако законопроект не определяет лицо, уполномоченное на проведение указанных проверок.
Статьей 19 законопроекта предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, на территории которых установлена рекламная конструкция, имеют право принимать решения по вопросу периодичности проведения плановых экспертиз текущего технического состояния рекламных конструкций.
Вместе с тем Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочиями по решению указанных вопросов.
Нуждаются в доработке приложения к законопроекту.
В частности, в приложении N 1 следует привести примеры различных вариантов треугольников видимости "транспорт - транспорт" и "пешеход - транспорт" в населенных пунктах и за их пределами с учетом направлений движения и занимаемой полосы.
В соответствии с частью 17 статьи 5 законопроекта при выполнении работ по монтажу и обслуживанию рекламных конструкций должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения в местах производства дорожных работ, установленные в приложении N 2. Однако содержащаяся в приложении N 2 информация не относится к указанным требованиям.
Приложение N 5 (пункт 4) устанавливает требования, которым должны соответствовать экспертные организации, уполномоченные на проведение экспертизы проектной документации рекламной конструкции и ее электроустановки, экспертизы вводимой в эксплуатацию рекламной конструкции и ее электроустановки, экспертизы текущего технического состояния находящейся в эксплуатации рекламной конструкции и ее электроустановки (статья 15 законопроекта). Одним из указанных требований является наличие у экспертной организации разрешения (лицензии) на проектирование и обследование сооружений и их электроустановок.
Вместе с тем требование о наличии соответствующей лицензии противоречит статье 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой указанный вид деятельности лицензированию не подлежит.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Так, содержащиеся в части 10 статьи 5 и части 5 статьи 8 законопроекта таблицы имеют вспомогательное значение по отношению к тексту законопроекта и должны содержаться в приложениях.
Статья 7 законопроекта устанавливает требования, определяющие безопасность рекламных конструкций на этапе проектирования. Вместе с тем последний абзац части 5 указанной статьи закрепляет положения, касающиеся эксплуатации рекламной конструкции.
В части 4 статьи 15 законопроекта слова "статьи 18" необходимо заменить словами "статьи 19", поскольку именно статьей 19 законопроекта определяется периодичность проведения экспертиз текущего технического состояния находящихся в эксплуатации рекламных конструкций.
Следует отметить, что рекламные конструкции являются сооружениями и как объект технического регулирования попадают в сферу действия базового для строительной отрасли проекта федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений", подготовка которого осуществляется в соответствии с Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р.
Представляется, что до принятия Федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений" рассмотрение проекта федерального закона N 497703-4 "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" нецелесообразно, учитывая в том числе то, что в настоящее время действует государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.