Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 497703-4 "Технический регламент "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения", внесенного депутатами Государственной Думы С.В. Железняком, С.Ю. Осадчим, а также Е.Н. Галичаниным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы четвертого созыва
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона (далее - законопроект) Правовое управление сообщает следующее.
1. Полагаем, что положения статьи 1 законопроекта, определяющие сферу и предмет регулирования проектируемого федерального закона, нуждаются в уточнении с учетом положений статей 1, 2, 7 Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которым технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам техническою регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Указанный Федеральный закон не предусматривает регулирование таких процессов, связанных с обязательными требованиями к продукции, как размещение, техническое обслуживание, модернизация, о которых говорится в статье 1 проекта и других статьях законопроекта. Кроме того, в законопроекте нет полной ясности в отношении того, что является объектом технического регулирования, в то время как в соответствии с положениями пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования.
2. Пунктом 4 статьи 4 законопроекта предусмотрено, что рекламные конструкции не являются объектами капитального строительства. Между тем, в соответствии с положениями части 2 статьи 2 законопроекта проектируемый федеральный закон распространяется на рекламные конструкции, расположенные также вне зданий, строений, сооружений, в связи с чем можно предположить, что отдельные рекламные конструкции могут содержать признаки объектов капитального строительства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Пунктом 4 статьи 4" следует читать "Пунктом 1 статьи 4"
3. На наш взгляд, нуждается в исключении статья 6 законопроекта, определяющая содержание законодательства Российской Федерации в области безопасности рекламные конструкций и их территориального размещения, как самостоятельную отрасль права. Так, указанное законодательство включает в себя, в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О рекламе", что представляется некорректным, поскольку названные федеральные законы входят в состав соответствующего законодательства Российской Федерации (гражданское законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, законодательство Российской Федерации о рекламе).
4. Не ясно, о какой лицензии и на осуществление какого вида деятельности говорится в подпункте "б" пункта 6 части 2 статьи 12 законопроекта.
В согласовании нуждаются положения пункта 4 статьи 4 и части 3 статьи 12 законопроекта, поскольку в этих положениях понятие "ответственный за эксплуатацию" имеет разные определения.
5. В статье 13 законопроекта (см., например, пункт 3 части 1, пункт 3 части 8, часть 9) не ясно, что следует понимать под термином "площадь рекламной поверхности", поскольку такой термин не используется в Федеральном законе "О рекламе" и не определен проектируемым федеральным законом.
Согласно положениям части 6 статьи 13 законопроекта рекламная конструкция не должна иметь сходство с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах проезжей части лицами с нормальным слухом. Отметим, что в законопроекте следует четко разграничивать требования, предъявляемые к рекламной конструкции и к самой рекламе. Не вполне ясно, означает ли указанное правило установление ограничения в целом на рекламу.
В части 17 статьи 13 законопроекта употребляются слова "органа, осуществляющего контроль за безопасностью дорожного движения". В то же время в статье 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" говорится о "государственном надзоре и контроле в области обеспечения безопасности дорожного движения".
6. В пункте 3 части 2 статьи 16 законопроекта говорится о государственном контроле (надзоре) соответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям настоящего Федерального закона. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии со статьей 6 проекта законодательство Российской Федерации в области безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения состоит, в том числе, из иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
7. Согласно положениям части 10 статьи 18 законопроекта аккредитованная организация в случае обнаружения дефектов, представляющих угрозу для жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу, должна направить копию своего заключения в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на установку рекламной конструкции. Между тем, с учетом полномочий органов местного самоуправления, определенных статьей 19 Федерального закона "О рекламе", не ясно, для каких целей указанное заключение направляется в орган местного самоуправления.
8. В законопроекте применяются следующие словосочетания "органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление контроля соблюдения требований настоящего Федерального закона, органов местного самоуправления", "органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) соблюдения требований настоящего Федерального закона", "орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона", "органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона", "уполномоченные органы исполнительной власти, подведомственные им государственные учреждения" (часть 6 статьи 2, пункт 8 части 5 статьи 12, пункты 3, 4 части 1 статьи 15, пункт 2 части 10 статьи 18, часть 1 статьи 19 законопроекта), которые нуждаются в унификации. Так, по нашему мнению, в части 6 статьи 2 законопроекта слова "органов исполнительной власти и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление контроля соблюдения требований настоящего Федерального закона" можно было бы заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (если речь идет в данном случае об органах исполнительной власти всех уровней), подведомственных им государственных учреждений за соблюдением требований безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения (далее - органы государственного контроля (надзора)". В других статьях законопроекта аналогичное словосочетание, по нашему мнению, было бы целесообразно заменить словами "органы государственного контроля (надзора) - см. статью 32 Федерального закона "О техническом регулировании".
9. В таблицах и приложениях проекта федерального закона N 497703-4 в большом количестве содержатся разнообразные надстрочные и подстрочные символы и индексы, формулы, схемы и рисунки которые невозможно будет отобразить в машиночитаемом виде, поскольку и ИПС "Закон" Правового управления Аппарата Государственной Думы, и ИПС "Законодательство России" Спецсвязи ФСО России, и ИПС "Эталонный банк правовой информации" Государственно-правового управления Президента Российской Федерации работают в ASCII-кодировке. ASCII-коды не позволяют должным образом отображать тексты документов, содержащих такие символы.
Различные "звездочки", сноски, нижние и верхние индексы и т.п. правильным образом отобразить в электронных текстах будет невозможно, что приведет к огромным затруднениям в размещении таких текстов в электронном виде и к невозможности корректной работы с электронными версиями.
10. Считаем также необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что в Письме первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству с просьбой о проведении правовой экспертизы законопроекта, в качестве внесших его депутатов указаны фамилии депутатов Железняка, Осадчего и Галичанина, в то время как на титульном листе поступившего в Правовое управление законопроекта указаны фамилии только депутатов Железняка и Осадчего.
Замечания юридико-технического характера
1. Обращаем внимание разработчиков законопроекта, что ими не учтены ранее переданные юридико-технические замечания Правового управления по тексту законопроекта в части того, что, при включении в законодательный акт столь конкретных технических позиций и показателей допускается искусственное расширение объема законодательной компетенции за счет предметов ведения органов исполнительной власти.
Исходя их вышеизложенного, те положения проекта законодательного акта, которые невозможно изложить в стандартной форме статьи законодательного акта, должны быть исключены из текста законопроекта и урегулированы на ином уровне, либо переформулированы соответствующим образом, чтобы они полностью соответствовали общеустановленной структуре статьи федерального закона.
2. Наименование законопроекта оформить следующим образом:
Технический регламент о безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения
3. В законопроекте нарушена нумерация статей и соответственно неправильно сделаны внутренние ссылки.
4. Статью 6 законопроекта считать статьей 5 и в ней:
1) в наименовании слово "размещений" заменить словом "размещения";
2) слова "Федерального закона "О техническом регулировании", Федерального закона "О рекламе" заменить словами "Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
5. Обозначение главы 4 законопроекта печатать обычным шрифтом.
6. Из части 12 статьи 12 законопроекта необходимо исключить таблицы 1 и 2 и оформить их как приложение к законопроекту, соответственно изменив ссылку на них.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 12 статьи 12" следует читать "части 12 статьи 13"
7. В тексте законопроекта не должно быть никаких сокращений ("и т.д.", "и др.").
8. Статью 19 законопроекта считать статьей 18 и в ней часть 2 после слов "Федеральным законом" дополнить словами "от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ".
9. Главу 6 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Глава 6. Заключительные положения
Статья 19. Заключительные положения
1. На рекламные конструкции, проектирование, производство и размещение которых было осуществлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, распространяются требования, действовавшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Требования настоящего Федерального закона ....................., размещенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Рекламные конструкции, не удовлетворяющие требованиям ...................... трех лет со дня вступления его в силу.
4. При изменении (модернизации) .................., установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны соблюдаться требования настоящего Федерального закона.
5. ........................
6. ........................
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.
3. До приведения нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом, указанные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
10. Обозначение приложений к настоящему Федеральному закону печатается следующим образом:
Приложение 1
к Федеральному закону
"Технический регламент
о безопасности рекламных конструкций
и их территориального размещения"
Аналогичным образом необходимо обозначить все приложения к законопроекту.
11. Иные замечания юридико-технического характера по тексту законопроекта переданы в комитет в рабочем порядке.
Заместитель |
Г.А. Марьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.