Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров"
(подготовлен Минприроды России 29.04.2022 г.)
Федеральный закон "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров" (далее - законопроект, проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 18 протокола заседания Правительственной комиссии по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на Дальнем Востоке от 10.08.2021 N 1 под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева, подпункта 1.2 пункта 1 раздела III протокола заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневе от 26.10.2021, пункта 4 раздела II протокола заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневе от 16.02.2022, пункта 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 05.04.2022 N ЮТ-П4-23пр и направлен на урегулирование вопросов создания противопожарных разрывов в защитных лесах, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики, в целях обеспечения их защиты от угрозы перехода лесных пожаров.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), предусматривающих возможность осуществления сплошных рубок лесных насаждений в защитных лесах и особо защитных участках лесов, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики, в целях обеспечения их защиты от угрозы перехода лесных пожаров.
Необходимость внесения указанных изменений в законодательство обусловлена постоянно возникающими трудностями при разграничении природных пожаров и пожаров в населенных пунктах.
Леса, расположенные на землях лесного фонда по своему целевому назначению, делятся на:
1) защитные леса;
2) эксплуатационные леса;
3) резервные леса.
Как правило, именно защитные леса имеют общую границу с населенными пунктами, в том числе подверженным угрозе от природных пожаров, вокруг которых необходимо создавать противопожарные разрывы, путем их рубки.
Однако главой 17 Лесного кодекса проведение сплошных рубок в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещено, за исключением ряда случаев:
если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;
в целях проведения аварийно-спасательных работ, а также строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, если эти мероприятия не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, существует целый комплекс проблем, касающихся вопросов проектирования и осуществления мер по противопожарному обустройству лесов вокруг населенных пунктов, в связи с чем, существует острая необходимость совершенствования правовой базы в области противопожарного обустройства лесов вокруг населенных пунктов и объектов экономики.
Большинство населенных пунктов, потенциально подверженных угрозе природных пожаров, расположены в сельской местности, обычно вблизи рек. Вследствие этого значительная часть примыкающих лесов отнесена к водоохранным зонам.
Кроме того, часть примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики лесных насаждений относится к особо охраняемым природным территориям и лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, в таких лесах запрещаются. При этом комплекс мер по защите населенного пункта будет эффективен только в случае полного контура противопожарных барьеров. Любые оставленные участки обесценят проделанную работу. К сожалению, альтернативы противопожарным барьерам не существует. Те же минерализованные полосы лишь немного упростят дальнейшие работы по тушению, к тому же в большинстве случаев их также невозможно делать без рубки технологических коридоров.
Вместе с тем, предусмотренные законопроектом изменения в Лесной кодекс не подразумевают простой отмены запрета. Для снижения рисков злоупотреблений предлагается разрешить рубки только в случае проведения мероприятий для защиты населенных пунктов и территорий, потенциально подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 Перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 06.08.2019 N 529, создание противопожарных разрывов относится к мероприятиям по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).
В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса работы по охране лесов относятся к мероприятиям по сохранению лесов. Согласно положениям части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - учреждения).
Частью 4 статьи 20 Лесного кодекса предусмотрено, что древесина, заготовленная учреждениями при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализуется на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах.
Статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" определены участники торгов. Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, согласно указанной статье в круг участников торгов не включены.
Таким образом, древесина, заготовленная учреждениями, может быть реализована гражданам для собственных нужд, по договорам, заключаемым без проведения торговых процедур.
Положения, содержащиеся в проекте федерального закона, не повлекут социально-экономических, финансовых и иных последствий при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация положений, предусматриваемых проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующий вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению,приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению,приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации части предупреждения распространения лесных пожаров"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ от N
Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров".
Назначить заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Аноприенко Сергея Михайловича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров".
Председатель Правительства Российской Федерации |
М.В. Мишустин |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров"
Реализация изменений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части предупреждения распространения лесных пожаров" не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.