Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
Статья 104 Конституции Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень субъектов права законодательной инициативы и определяет особый порядок внесения законопроектов только в отношении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Такие законопроекты согласно п.3 статьи 104 Конституции РФ могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, статьей 8 Федерального закона " О введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" устанавливается дополнительные ограничения относительно внесения законопроектов. Согласно этим статьям, законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ не может быть внесен в Государственную Думу без официальных отзывов со стороны Правительства Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации.
Целесообразность данной нормы мало очевидна. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 108 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утвержденного Постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 21.05.2008) внесенные законопроекты "направляются в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний". Из этого следует, что в любом случае внесенный в Государственную Думу законопроект касающийся изменений в Уголовный кодекс будет в обязательном порядке направлен в Правительство РФ и в Верховный суд РФ для получения отзыва.
Необходимость получения отзывов от Правительства РФ и Верховного Суда РФ субъектом законодательной инициативы до внесения им законопроекта в Государственную Думу значительно затрудняет законотворческую деятельность. Остается открытым вопрос о необходимости повторного направления законопроекта для получения отзывов Правительства, Верховного суда, если автор законопроекта учтет высказанные в уже полученном им отзыве замечания или же внесет иные изменения (юридико-технического, лингвистического характера) в законопроект. Здесь может быть поставлен вопрос об идентичности внесенного законопроекта в Государственную Думу и законопроекта направленного в Правительство РФ и Верховный суд РФ для получения отзыва, так как в данном случае законопроекту не присваивается регистрационный номер. Кроме того, уже внесенный законопроект с полученными отзывами , согласно процедуре Регламента ответственным комитетом Государственной Думы повторно направляется для получения отзывов в Правительство РФ и Верховный суд РФ. Все это усложняет и запутывает процедуру внесения законопроекта, делает ее неоправданно громоздкой.
Кроме того, как следует из сложившейся законотворческой практики, Правительство Российской Федерации редко соблюдает установленные сроки направления отзывов на уже внесенные законопроекты, а сроки получения отзывов на еще невнесенные законопроекты относительно изменений в Уголовный кодекс вообще не установлены. В результате этого внесение данных законопроектов затягивается на неопределенное время.
Фактически данная норма создает препятствия для реализации конституционного права законодательной инициативы субъектами права законодательной инициативы.
Законопроектом предлагается упростить порядок внесения законопроектов о внесении изменений в Уголовный кодекс отказавшись от необходимости получения предварительных отзывов Правительства РФ и Верховного суда РФ, и вносить данные законопроекты в общем порядке.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет за собой необходимость признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия актов федерального законодательства и потребует внесения изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской утвержденного Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 21.05.2008) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской".#
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.