Заключение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 70897-5 "О признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
(об отмене требования о представлении официального отзыва Правительства Российской Федерации и официального отзыва Верховного Суда Российской Федерации при направлении в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Уголовный кодекс РФ)
Представленный проект федерального закона предлагает признать утратившими силу положения Федерального закона N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и Федерального закона N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", предусматривающие необходимость наличия официального отзыва Правительства Российской Федерации и официального отзыва Верховного Суда Российской Федерации при внесении законопроекта, затрагивающего положения Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, указанные положения значительно затрудняют законотворческую деятельность, усложняют и запутывают процедуру внесения законопроекта и делают ее неоправданно громоздкой.
По мнению Комитета, действующие нормы, напротив, способствуют квалифицированной подготовке проектов федеральных законов и ускоряют процедуру их рассмотрения в Государственной Думе.
Поскольку Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает пределы ограничений прав и свобод лиц, признанных виновными в совершении преступлений, учет официального мнения Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в данном случае представляется обязательным.
Получение официального отзыва Правительства Российской Федерации на практике в некоторых случаях действительно может занимать достаточно продолжительное время вследствие сложной процедуры межведомственного согласования позиции. Следует отметить, что основы взаимоотношений Правительства Российской Федерации, в том числе с членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, органами государственной власти субъектов, закреплены Федеральным конституционным законом N 2-ФКЗ от 17.12.1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". Кроме того, законодательство Российской Федерации о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы обязывает должностное лицо, которому направлен запрос, дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Данное положение закреплено и в Регламенте Правительства Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от N 260 от 01.06.2004 г.).
Наличие официальных отзывов на стадии подготовки законопроекта позволяет получить дополнительную информацию о предполагаемой проблеме и целесообразности предлагаемых нововведений, что в свою очередь дает возможность субъекту права законодательной инициативы быстро и качественно доработать положения законопроекта до его внесения в Государственную Думу и будет способствовать его скорейшему принятию. В противном случае низкое качество подготовки концептуально одобряемого законопроекта может с большой долей вероятности стать основанием для рекомендации субъекту права законодательной инициативы доработать законопроект до его рассмотрения в первом чтении, что значительно увеличивает сроки представления проекта на рассмотрение палаты, либо даже стать причиной его отклонения.
Следует отметить, что многие субъекты права законодательной инициативы, ставя целью скорейшее прохождение законопроекта в Государственной Думе, эффективно используют рассматриваемую процедуру. Повторное направление доработанного с учетом полученных замечаний проекта в Правительство Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации на практике, как правило, требуется только в случае изменения его наименования.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе данный проект федерального закона отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.