Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О приостановлении действия пункта 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации"
Трудно обосновывать необходимость приостановки положения Жилищного Кодекса, содержащего вроде бы вполне разумное требование сноса аварийных многоквартирных домов. Однако эту норму Закона нельзя рассматривать в отрыве от реальных условий жизни в России.
В настоящее время износ большей части жилищного фонда России достиг 70%, и практически любое старое жилье можно при желании признать аварийным. Однако возникла ли такая ситуация вследствие не должного выполнения нынешними собственниками жилья своих обязанностей по его содержанию?
Приватизация квартир в Российской Федерации была проведена в явочном порядке, в ситуации, когда капитальный и иной ремонт, не проводился уже много лет. Жилищно-строительные кооперативы исправно отчисляли амортизационные накопления, но они были уничтожены гиперинфляцией. Отчисляли такие накопления и государственные предприятия. Таким образом, нынешняя ситуация сложилась из-за действия или бездействия органов государственной власти. Обратим внимание на особенности пункта 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации:
"10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи."
Таким образом, в нынешних условиях, особенно в ситуации, когда действующие нормы и правила признания многоквартирного дома аварийным зависят от воли и желания отдельных исполнителей, жилищные спекулянты, стремящиеся к завышению стоимости нового жилья, получат в руки практически неограниченную возможность изгонять собственников квартир из принадлежащего им жилья, платя символические компенсации. Ведь "рыночная стоимость" аварийного жилья, которая и должна выплачиваться выселяемым собственникам, во много раз меньше стоимости жилья нового.
Поэтому предлагается приостановить действия пункта 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации вплоть до реального изменения положения в жилищной сфере. Снос же многоквартирных домов, реально представляющих угрозу для проживающих в них жильцов, вполне можно производить и на основании существовавшего до настоящего времени законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О приостановлении действия пункта 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О приостановлении действия пункта 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации" расходов из Федерального бюджета не требуется.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О приостановлении действия пункта 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О приостановлении действия пункта 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.