Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 06.05.2022 г.)
1. Положения законопроекта, предусматривающие изменения в статьи 78, 781 и 78 5 Бюджетного кодекса подготовлены во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 29.03.2022 N ММ-П43-5028 в части пункта 2.1 письма Д.Ю. Григоренко от 29.03.2022 N З-П43-17240 в целях обеспечения публичности информации о государственной поддержке и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию Единой площадки предоставления мер государственной поддержки юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на первое полугодие 2021 года, направленного поручением Первого заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации В.В. Сидоренко от 20.02.2021 N ВС-П13-2070, и.
Законопроектом закрепляются в Бюджетном кодексе положения об инструментах, обеспечивающих открытость (прозрачность) информации о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, что позволит сформировать системный подход к обеспечению клиентоцентричности модели оказания государственной поддержки экономики и социальной сферы.
Сложившаяся практика предоставления субсидий в качестве меры поддержки экономики характеризуется сложностью для получателя поддержки получения информации о существующих мерах поддержки, непрозрачностью процесса планирования и распределения бюджетных средств, отсутствием обоснованного результата для предоставления поддержки.
Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием централизованного ресурса для получения потенциальными получателями господдержки информации о возможности получения такой поддержки.
В целях обеспечения открытости (прозрачности) информации о предоставлении государственной поддержки законопроектом предусматривается установление правовых оснований для осуществления отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предусмотренных пунктами 1
и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 781 Бюджетного кодекса, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" или на иных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - субсидии, ГИИС "Электронный бюджет").
При этом требование о проведении отбора получателей субсидий в указанных информационных системах предлагается ввести поэтапно:
1) в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, - начиная с 1 января 2023 года;
2) в отношении субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по предоставлению указанных субсидий являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации - начиная с 1 января 2024 года;
3) в отношении иных субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), - начиная с 1 января 2025 года.
Поэтапное введение таких положений обусловлено необходимостью доработки ГИИС "Электронный бюджет" и ее интеграции с региональными и муниципальными информационными системами.
Законопроектом также предусматриваются положения о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о субсидиях, планируемых к предоставлению из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также информации об отборе получателей субсидии.
В целях оптимизации нормативного правового регулирования предоставления субсидий юридическим лицам законопроектом предусматриваются основания для установления Правительством Российской Федерации порядка проведения отбора и единых правил предоставления субсидий.
2. Законопроектом предусматриваются изменения в статьи 72, 78 - 784, 132 и 139 Бюджетного кодекса, обеспечивающие применение установленных указанными статьями требований к основаниям для заключения государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе для случая, когда долгосрочный характер договорных отношений возникает в результате заключения дополнительных соглашений к указанным государственным контрактам, договорам (соглашениям).
3. Положения законопроекта, предусматривающие изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) подготовлены в рамках работы по исполнению пункта 4 плана работы Межведомственной рабочей группы по организации работы по вопросам исполнения социально значимых судебных решений, принятых по заявлениям прокуроров в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, на 2022 год, утвержденного заместителем Министра финансов Российской Федерации, руководителем вышеуказанной рабочей группы В.В. Колычевым 1 февраля 2022 г.
Статьями 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению, в том числе денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений.
Вместе с тем безусловное обязательство направлять указанное имущество на реализацию законодательством Российской Федерации не установлено.
При этом некоторые виды имущества не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот по объективным причинам. К таким объектам относятся, в частности, социально значимые объекты (котельные, водозаборные узлы, детские сады, дороги к полигонам по захоронению отходов и т.д.).
Статьей 154 Федерального закона от 2 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предлагается определить, что в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению денежные средства в случае продажи вышеуказанного имущества. Соответствующие поправки исключат необходимость безусловной реализации имущества.
Кроме того, законопроектом предлагается привести Бюджетный кодекс Российской Федерации в соответствие с положениями вступившего в силу 17 марта 2022 г. Федерального закона от 6 марта 2022 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции", которым предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства, поступившие на счета в банках и иных кредитных организациях лица, замещающего должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход этого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.
4. В связи с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, связанными с определением потребности в предоставлении дополнительной государственной поддержки государственным компаниям, государственным корпорациям, публично-правовым компаниям и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, Федеральное казначейство проводит соответствующие проверки по вопросам, поставленным в указанных поручениях. В частности, в целях оценки необходимости предоставления дополнительной государственной поддержки юридическим лицам Федеральному казначейству, необходимо провести анализ:
а) причин увеличения административно-хозяйственных расходов;
б) расчета фонда оплаты труда сотрудников;
в) целесообразности привлечения кредитов/займов;
г) обоснованности и целесообразности финансирования проектов, находящихся в предбанкронтном состоянии.
Вместе с тем, в соответствии с установленными нормами Бюджетного кодекса Федеральное казначейство в отношении указанных организаций может проверять только соблюдение положений правовых актов, обусловливающих формирование доходов и осуществление расходов федерального бюджета при управлении и распоряжении государственным имуществом и (или) его использовании, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, а также достоверность отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из федерального бюджета).
Указанные полномочия Федерального казначейства, закрепленные в Бюджетном кодексе, не позволяют проводить в полном объеме проверки в целях установления необходимости предоставления дополнительной государственной поддержки государственным компаниям, государственным корпорациям, публично-правовым компаниям и хозяйствующим обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, в заявленном ими объеме.
Таким образом, предлагаемые изменения в части уточнения полномочий Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере не выходят за рамки бюджетного процесса, так как предлагаемые дополнительные полномочия Федерального казначейства по контролю по сути являются формой предварительного контроля в бюджетной сфере и не дублируют функции по контролю финансово-хозяйственной деятельности данных организаций, предусмотренные положениями нормативных правовых актов о порядке создания, реорганизации, ликвидации и правовом положении указанных организаций.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Принятие и реализация предлагаемого Федерального закона не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.