Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции"
(подготовлен Минтрудом России 13.05.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с подпунктом 2 пункта 9 поручения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. N ММ-П17-12165, данного в целях реализации абзаца третьего пункта 14 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
Законопроект предполагает установление временного ограничения права лица, полномочия которого были досрочно прекращены и которое было уволено с государственной (муниципальной) службы или с работы в связи с несоблюдением системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционные стандарты), занимать в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, должности в государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Под обозначенными случаями предполагаются должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечень, установленный локальным нормативным актом соответствующей организации, то есть на те должности, при замещении которых предполагаются антикоррупционные стандарты.
Законопроект не устанавливает временное ограничение права уволенного за несоблюдение антикоррупционных стандартов занимать отдельные должности во всех организациях, учредителями или контролирующими лицами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, а также не устанавливает временное ограничения права занимать должности в российских организациях, деятельность которых контролируется государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями.
Данное обстоятельство обусловлено тем фактом, что законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции в настоящее время не предполагает возложение обязанности соблюдать антикоррупционные стандарты на работников обозначенных организаций публичного сектора.
Так, например, для работников организаций, деятельность которых контролируется государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями, антикоррупционные стандарты не предусмотрены.
В указанных условиях представляется преждевременным ограничивать право на труд, гарантированное Конституцией Российской Федерации, в части замещения отдельных должностей соответствующих организаций публичного сектора.
Данное временное ограничение права обусловлено общественной опасностью коррупционного правонарушения, за которое следует ответственность в виде досрочного прекращения полномочий или увольнения с государственной (муниципальной) службы или с работы, в том числе в связи с утратой доверия.
Ответственность в виде досрочного прекращения полномочий (увольнения) за коррупционные правонарушения применяется в исключительных случаях умышленного совершения грубых коррупционных правонарушений, когда иные меры представляются недостаточными с учетом всех обстоятельств ситуации.
Специфика правового статуса лиц, осуществляющих публичные функции, предопределяет необходимость предъявления к лицам, претендующим на замещение соответствующих должностей, специальных требований, касающихся не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня.
В целях соблюдения принципов справедливости, равенства и соразмерности, исключения возможности несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина предлагается установить, что рассматриваемое ограничение права носит временный характер, а именно пять лет со дня увольнения (освобождения от должности) по соответствующему основанию.
Данный срок коррелирует с предусмотренным в настоящее время сроком нахождения соответствующих сведений в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции").
Кроме того, законопроектом предлагается по аналогии определить, что за несоблюдение антикоррупционных стандартов, за которые не предусмотрена возможность увольнения (прекращения полномочий) в связи с утратой доверия, также могут быть применены меры ответственности в виде увольнения. Поскольку в настоящее время в Трудовом кодексе Российской Федерации перечень коррупционных правонарушений, за которые лица могут быть уволены в связи с утратой доверия, носит исчерпывающий характер (пункт 71 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Подобные изменения позволят использовать реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, как источник информации для целей реализации рассматриваемого ограничения (с учетом ограничений, связанных со сведениями, составляющими государственную тайну).
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.