Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 176566-5 "О внесении изменений в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации (о стандартах безопасности труда)
Проект федерального закона N 176566-5 "О внесении изменений в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20.03.2009.
Предусмотренные законопроектом дополнение частью тринадцатой статьи 209 и изменение частей первой и третьей статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации обусловлены принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и последующими его изменениями, а также отменой в этой связи Закона Российской Федерации от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации".
В результате указанных правовых новаций ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих порядок обучения по охране труда, систему управления охраной труда и т.п., выведены из сферы действия Федерального закона "О техническом регулировании", а их юридический статус до настоящего времени не определен.
Предлагаемые законопроектом изменения позволяют определить стандарты, выведенные из сферы действия законодательства о техническом регулировании, обязательными к применению и сохранить их место в уже сложившейся системе нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанные изменения будут способствовать дальнейшему развитию нормативного обеспечения в области охраны труда.
В то же время к законопроекту имеется ряд замечаний методического и юридико-технического характера, которые могут быть устранены при доработке проекта в ходе подготовки ко второму чтению.
Предлагаемое законопроектом дополнение статьи 209 ТК РФ частью тринадцатой предусматривает трактовку понятия "Стандарты безопасности труда". Однако для эффективного регулирования вопросов охраны труда не менее важным является закрепление в законодательстве понятия "система стандартов безопасности труда".
Кроме того, из предлагаемого понятия стандартов безопасности труда необоснованно исключены правила, процедуры и критерии, регламентирующие правовые и организационно-технические мероприятия в области охраны труда, закрепленные в части первой статьи 209 ТК РФ. В результате нарушается комплексность и целостность системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Уточнение редакции предлагаемого законопроектом дополнения статьи 209 потребует согласования редакции изменений частей первой и третьей статьи 211.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 26.03.2009 (N 98) законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы и в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для внесения замечаний и предложений. Срок представления замечаний и предложений в Комитет был установлен до 27.04.2009.
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике и здравоохранению поддерживает концепцию законопроекта.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект отмечается, что замечаний концептуального характера не имеется. Одновременно указывается на необходимость согласования дополняемого частью тринадцатой статьи 209 ТК РФ определения понятия "стандарты безопасности труда"" с редакцией части первой статьи 211.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений поддерживают концепцию законопроекта. При этом сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, предложила в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению провести в Государственной Думе консультации сторон с целью выработки согласованных поправок.
Законопроект поддерживается также в согласованных отзывах законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с последующей доработкой его редакции по указанным замечаниям ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.