Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
Собственность на квартиры (комнаты) и жилые дома (части домов) является в настоящее время одним из немногих видов массовой собственности, в связи с этим ее защита является важной социальной задачей.
В ряде крупных городов России в настоящее время ведется интенсивное жилищное строительство, связанное с массовым сносом так называемых пятиэтажного жилья, а также и других жилых зданий. Вне зависимости от оценки целесообразности таких массовых сносов, необходимо защитить собственников квартир от их последствий.
В то же время действующий ныне Жилищный Кодекс Российской Федерации главной (и по сути единственной) формой компенсации за сносимое жилье признает выкуп по рыночной стоимости. Естественно, при оценке стоимости старого жилого помещения и в условиях серьезного завышения стоимости нового строительства, связанного со спекулятивными операциями на рынке жилья, средства, выплаченные в виде компенсации будут недостаточны не только для приобретения равного по площади жилого помещения, но зачастую даже для приобретения жилья по жилой норме. Таким образом, жилищные условия собственников жилья будут ухудшены.
Однако критерий "рыночной стоимости" при принудительном переселении не может быть положен в основу возмещения, так как переселение не является добровольной сделкой, а производится вследствие принятия административных решений. Таким образом, стороны в так называемой "добровольной сделке" не равны, и организация, заинтересованная в новом земельном участке, может навязывать собственникам жилья свои условия.
Поэтому настоящий законопроект предусматривает, что собственникам жилья должно предоставляться равноценное жилое помещение, а в случае "если такое равноценное жилое помещение на праве собственности не может быть предоставлено, собственнику жилого помещения предоставляется на праве собственности жилое помещение большей площади, причем доплата за дополнительно предоставляемую площадь не взимается".
Кроме того, проект закона предлагает установить, что в населенных пунктах, на территории которых действует несколько муниципальных образований (в первую очередь Москва и Санкт-Петербург) новое жилое помещение должно предоставляться в пределах территории того муниципального образования, где располагалась старое. В большом городе переезд на окраину приводит к полному разрыву социальных связей человека, зачастую вынуждает его менять место работы, школу или детский сад, которые посещают его дети, нередко приводит к прекращению общения с друзьями и близкими.
Предоставление вместо равноценного жилого помещения на праве собственности иной компенсации допускается только с согласия собственника жилого помещения.
Эти меры должны побудить организации, занимающиеся строительством жилья, строить не только дорогое жилье, но и жилье, доступное по стоимости большинству наших сограждан.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона
В связи с принятием Федерального закона расходов из Федерального бюджета не требуется.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона
В связи с принятием Федерального закона не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.