Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (по вопросу о выкупе (изъятии) жилого помещения у собственника жилого помещения)
Цель законопроекта защитить права собственника жилищного помещения от необоснованных попыток органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации снести хорошие и крепкие дома в целях государственных или муниципальных нужд, при этом лишив собственников прав на новую квартиру в качестве натурального равнозначного и равноценного эквивалента за сносимый дом.
Собственники помещений, исходя из общей концепции Жилищного кодекса Российской Федерации должны сами ремонтировать свои дома и поэтому снос любого дома должен являться крайней мерой.
Вносимые поправки в статью 32 позволят ликвидировать множество конфликтов, возникший в 2006 году в различных регионах Российской Федерации при ремонте, реконструкции и сносе домов. Граждане вынуждены пикетировать снос домов, вступать в конфликтные отношения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их органами обеспечения правопорядка.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч.1 ст. 45). Конституция Российской Федерации, обладая высшей юридической силой и прямым действием (ч. 1 ст. 15), закрепляет основные начала, которыми государство должно руководствоваться в сфере признания и охраны прав граждан, в том числе имущественных.
В контексте названных положений Конституции Российской Федерации "право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, которое согласно прежнему законодательству являлось титулом прав на недвижимость и одновременно выступало в качестве одной из гарантий права собственности гражданина на находящийся на этом участке жилой дом, позволяя в какой-то мере компенсировать отсутствие права собственности на землю. Эти положения не могут не рассматриваться как условие обеспечения основы жизнедеятельности людей и создания условий для достойной жизни и свободного развития личности.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации конституционно-правовым смыслом понятия "имущество", используемым в ч. 3. ст. 35 Конституции Российской Федерации, охватываются не только право собственности, но и вещные права. Следовательно, ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации гарантируется защита не только права собственности, но и права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Земельный участок является для землепользователя (землевладельца) именно "своим имуществом" (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъято иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.
На этом базируется и действующее гражданское законодательство, согласно которому имущество как объект вещного права, в частности принадлежащее лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения, включая земельные участки, подлежит защите по правилам, действующим также применительно к праву собственности (ст. 216, 279, 283, 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Собственник изымаемого жилого помещения может быть и собственником, и землепользователем, и землевладельцем, и арендатором соответствующего земельного участка. Механизм защиты его прав гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Предлагаемый законопроект направлен на устранение противоречия между ЖК РФ и ГК РФ. Часть 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации входит в противоречие также и с Конституцией Российской Федерации. Слова "жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа" должно быть заменено словами о том, что "жилое помещение может быть изъято у собственника при условии предварительного равнозначного и равноценного предоставления ему помещения".
Понятие выкупа жилого помещения должно допускается только при согласии собственника.
В части 2 статьи 32 указано, что решение об изъятии принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальным нужд. Однако в соответствии с п. 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для указанных нужд должно приниматься федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 279). Органы местного самоуправления в указанной статье не указаны, что является также законодательным пробелом, так как и п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа для муниципальных нужд, относится также к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Уполномоченный орган сначала должен принимать решение об изъятии земельного участка, а только потом уже - об изъятии жилого помещения.
Статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации определяет основания для изъятии земельных участков. В п. 1 указанной статьи устанавливается, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
выполнением международных обязательств Российской Федерации;
размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного их размещения (объектов: федеральных и региональных энергетических систем; использования атомной энергии; обороны и безопасности, федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи; а также объектов, обеспечивающих: космическую деятельность, статус и защиту Государственной границы РФ, деятельность субъектов естественных монополий; объектов электро-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в границах населенных пунктов и вне их границ);
иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях (например, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятыми земельными участками собственников жилых помещений, территориями памятников природы, т.е. используемыми для государственных нужд).
В ст. 35 Конституции Российской Федерации и в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип неприкосновенности собственности. Этот принцип играет исключительно важную роль в гражданско-правовом регулировании общественных отношений в связи с тем, что в качестве участников имущественного оборота выступают в основном собственники, и от надлежащего обеспечения неприкосновенности собственности зависит стабильность правоотношений в имущественной сфере.
Поэтому авторы законопроекта предлагают изменения в статье 32 о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В статье 32 сделан акцент не на предоставление другого жилого помещения, а на выплату соответствующей выкупной цены по аналогии с положениями ст. 239 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такой подход авторы законопроекта считают не совсем верным. Практика показывает, что в основном собственник реализует свое право на пердоставление# взамен другого жилого помещения, а не на право на получение его рыночной стоимости.
В статье 32 отсутствует критерий "равноценное" жилое помещение и его исключение из формулировки соответствующих норм привело, по мнению авторов законопроекта, на практике к нарушениям прав собственника, что является и нарушением ст. 35 Конституции Российской Федерации, которая закрепила необходимость предоставления предварительного и равноценного возмещения.
Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".
Утвержденное Положение устанавливает требование к жилому помещению, порядок признания непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу. Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности. Признание помещения аварийным жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным Положением требованиям.
Поэтому в Жилом кодексе Российской Федерации должно быть закреплено положение о том, что "жилое помещение может быть изъято у собственника при условии предварительного равнозначного и равноценного предоставления ему помещения (по количеству комнат, качеству дома, сложившейся инфраструктуре)", а также о том, что "при признании в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу должно являться основанием предъявления требования о его сносе в разумный срок, но и требования о его ремонте".
Поправки к статьям 45 - 47, 117, 122, 126, 129, 133 - 137 и 146 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на защиту прав собственников от произвольных решений. Когда собрание правомочно при 51% присутствующих, а решение принимается простым большинством голосов, то получается, что 26% собственников могут навязать свою волю 100% собственником, в том числе и по кардинальным вопросам, как оплата и ремонт жилого фонда. Заочное голосование, как правило, несет в себе большое количество подлогов и несправедливо для подавляющего большинства собственников.
Принятия проекта федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (по вопросу о выкупе (изъятии) жилого помещения у собственника жилого помещения)
Принятия проекта федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (по вопросу о выкупе (изъятии) жилого помещения у собственника жилого помещения) не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (по вопросу о выкупе (изъятии) жилого помещения у собственника жилого помещения)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (по вопросу о выкупе (изъятии) жилого помещения у собственника жилого помещения) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.