Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 330760-4 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части защиты прав собственников жилых помещений)
Проектом федерального закона N 330760-4 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается закрепить ряд норм, по мнению авторов законопроекта, защищающих права собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
1. Законопроектом предлагается установить, что жилое помещение может быть изъято у собственника для государственных или муниципальных нужд при условии предварительного предоставления ему на праве собственности равнозначного и равноценного помещения.
По мнению Комитета, предоставить равнозначное и равноценное помещение не всегда представляется возможным. Кроме того, законопроектом не предлагаются критерии определения равноценности и равнозначности.
Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. В связи с изложенным, данное изменение не может быть поддержано Комитетом.
2. Законопроектом предлагается закрепить за органом, признавшим многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу, возможность предъявлять требования к собственникам помещений в многоквартирном доме о проведении ремонта этого дома или его сносе в разумный срок. В данном случае не учитывается, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то такой дом ремонту уже не подлежит.
3. Законопроектом предлагается закрепить в статье 47 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) необходимость нотариального "или по месту жительства" заверения подписей собственников помещений в многоквартирном доме с приложением паспортных данных собственника. Из предложенной формулировке неясно, кто и в каком порядке должен заверять подпись "по месту жительства".
4. Законопроектом предлагается исключить часть вторую статьи 129 ЖК РФ, которая распространяет действие главы 6 ЖК РФ на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива. Данное изменение не может быть поддержано Комитетом в связи с тем, что член жилищного кооператива после выплаты паевого взноса, приобретает право собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В силу статьи 36 ЖК РФ, которой установлено, что право собственности на общее имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, кооператив перестает быть единственным собственником общего имущества в таком доме. Поэтому на возникшие правоотношения должны распространяться нормы главы 6 ЖК РФ.
5. Законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 133 ЖК РФ нормой об утрате права пользования жилым помещением невыплатившим пай членом кооператива или исключенным из кооператива лицом и членами его семьи. Указанное изменение не может быть поддержано так как вопросы, связанные с выплатой пая, а также ответственность за нарушение обязательств по выплате пая и последствия невыплаты пая, должны регулироваться уставом жилищного кооператива.
6. Законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 137 ЖК РФ нормой, закрепляющей право товарищества собственников жилья осуществлять действия и заключать сделки, указанные в пунктах 1-5 части 2 статьи 137 ЖК РФ при условии согласия всех собственников помещений, независимо от того, являются ли они членами товарищества или нет. Однако в части 2 статьи 137 ЖК РФ уже закреплено условие, когда товарищество собственников жилья может осуществлять предоставленные права. В частности, оно не должно нарушать права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с изложенным, данное изменение представляется излишним.
7. Законопроектом предлагается дополнить статью 137 ЖК РФ нормой, указывающей на сохранение права на льготы и субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг за лицами, проживающими в жилом доме, в котором создано товарищество собственников жилья. Однако в статье 159 ЖК РФ прямо указано, что субсидии предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях любой формы собственности, в том числе и для членов жилищных кооперативов.
8. Законопроектом предлагается повысить порог, необходимый для принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также на общем собрании членов ТСЖ до двух третей голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании. Данное изменение не может быть поддержано Комитетом так как установленный в ЖК РФ порог, необходимый для принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечивает возможность более оперативного принятия решений по текущим вопросам. Решения по вопросам, которые могут ущемить права собственников помещений (в частности, вопросы реконструкции общего имущества, использования земельного участка, передачи в пользование общего имущества), в соответствии со статьей 46 ЖК РФ требуют квалифицированного большинства голосов на общем собрании. Вопрос же уменьшения размера общего имущества требует согласия всех собственников.
Что касается нормы о необходимом количестве голосов для принятия решений на общем собрании членов товарищества собственников жилья или общем собрании членов кооператива, то она может быть закреплена в уставе соответствующего кооператива или товарищества.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 330760-4 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный Н.П. Залепухиным и А.В. Митрофановым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.