Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 330760-4 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Залепухиным и А.В. Митрофановым
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается изменить порядок изъятия у собственников жилых помещений в связи с изъятием земельных участков, занятых под их постройку, для государственных или муниципальных нужд, имея в виду, что жилое помещение может быть изъято у собственника при условии предварительного предоставления ему равнозначного и равноценного помещения.
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
Согласно предлагаемым законопроектом изменениям в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственнику жилого помещения предоставляется равнозначное и равноценное жилое помещение на праве собственности, т.е. взамен сносимого малоэтажного жилого дома должен предоставляться равноценный дом, что в ряде случаев не представляется возможным. Кроме того, из предложенной редакции неясно, как будет решаться вопрос о соответствии предоставляемого жилого помещения критериям равноценности и равнозначности.
С учетом изложенного, предложение о внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), касающегося возможности изъятия органами государственной власти или местного самоуправления в судебном порядке жилого помещения на условиях его замены, теряет смысл.
Законопроектом предусматривается возможность органа, признавшего многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу, предъявлять требования к собственникам помещений в многоквартирном доме о проведении ремонта этого дома или его сносе в разумный срок. Из данной формулировки неясно, каким образом многоквартирный дом может подлежать ремонту, если он уже признан аварийным и подлежащим сносу, то есть такое помещение не подлежит ремонту.
Пунктом "г" статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 47 Кодекса новой частью 4, установив, что подпись собственника помещений в многоквартирном доме должна быть заверена нотариально или по месту жительства и к ней должны быть приложены паспортные данные собственника. Из данной формулировки неясно, кем и в каком порядке должна быть заверена по месту жительства подпись собственника помещения.
Пунктом "з" статьи 1 законопроекта предлагается исключить норму, распространяющую действие главы 6 Кодекса на отношение собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива.
В случае принятия данной нормы законопроекта возникнет пробел в регламентации правоотношений, касающихся общей собственности в многоквартирном доме для лица, которое уже приобрело право собственности на жилое помещение и, следовательно, право на долю в общей собственности.
Пунктом "и" статьи 1 законопроекта предлагается дополнить часть 1 статьи 133 Кодекса нормой, согласно которой, член жилищного кооператива, не выплативший полностью паевого взноса и не выплативший за последние шесть месяцев паевые взносы и коммунальные платежи и исключенный из жилищного кооператива по основаниям, указанным в части 3 статьи 130 Кодекса, а также проживающие совместно с ним члены его семьи утрачивают право пользования жилым помещением в доме жилищного кооператива и обязаны освободить данное помещение в течение двух месяцев со дня принятия кооперативом решения об исключении такого члена из жилищного кооператива.
Согласно пункту 3 Кодекса необходимым условием утраты членом жилищного кооператива права пользования жилым помещением является его исключение из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных Кодексом или уставом жилищного кооператива. Состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов регламентируются уставом жилищного кооператива. В связи с изложенным предлагаемое законопроектом изменение не поддерживается.
Пунктом "к" статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 134 Кодекса положением, устанавливающим в случае сноса дома решение вопросов сохранения кооператива как юридического лица и компенсации членам кооператива, полностью выплатившим пай, их доли в общем имуществе собственников помещений.
Предложенная законопроектом формулировка "должны быть решены вопросы" является неопределенной и не может обеспечить единообразного понимания правовой нормы.
Часть 2 статьи 137 Кодекса содержит перечень прав товарищества собственников жилья. Законопроектом предлагается дополнить часть 2 указанной статьи пунктом 6, в соответствии с которым товарищество собственников жилья вправе осуществлять действия и заключать сделки, указанные в пунктах 1-5 части 2 статьи 137 Кодекса при условии согласия всех собственников помещений, независимо от того, являются ли они членами товарищества или нет. Однако указанный пункт содержит не правомочие товарищества собственников жилья, а условия осуществления предоставленных статьей 137 Кодекса прав. Кроме того, абзац первый части 2 статьи 137 Кодекса уже содержит критерий определения возможности осуществления товариществом собственников жилья предоставленных прав, а именно, ненарушение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 137 Кодекса пунктом 5, согласно которому за лицами, проживающими в жилом доме, в котором создано товарищество собственников жилья, и имеющими право на льготы и субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, права на эти льготы и субсидии сохраняются. Согласно статье 159 Кодекса субсидии предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях любой формы собственности, в том числе и для членов жилищных кооперативов. В соответствии с федеральными законами льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях любой формы собственности и принятия дополнительного решения о сохранении за упомянутыми лицами права на льготы и субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг не требуется.
Предлагаемое законопроектом исключение части 6 статьи 146 Кодекса представляется нецелесообразным, т.к. это может привести к ущемлению прав товариществ собственников жилья.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.