Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Цель Федерального закона от 21 июля 2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Однако правоприменительная практика Закона свидетельствует, что отдельные его положения препятствуют эффективному развитию системы бюджетных закупок, качественному и своевременному исполнению государственных контрактов.
На устранение данных препятствий и направлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект).
1. Учитывая, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, предлагается предусмотреть право государственного и муниципального заказчика в одностороннем порядке отказываться от исполнения государственного и муниципального контракта полностью или частично в случае, если возможность такого отказа предусмотрена государственным или муниципальным контрактом. Правомерность данной позиции подтверждается судебной практикой по спорам в области государственных и муниципальных заказов, которая исходит из возможности расторжения государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке*.
Отсутствие у заказчика законодательно закрепленного права при определенных условиях в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, обязанность расторжения контракта в судебном порядке приводят к снижению эффективности реализации государственных и муниципальных полномочий, к невозможности своевременного обеспечения государственных и муниципальных нужд. Особую важность эта проблема приобретает в случае размещения социально значимых заказов (питание, лекарства, топливо и т.д.).
2. Большинство аукционов на получение права заключения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проводится с начальной (максимальной) ценой государственного контракта до пятидесяти миллионов рублей. В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть право заказчика, уполномоченного органа устанавливать для участников размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в таких аукционах, аналогичных работ, если при размещении заказа на выполнение таких работ начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 миллионов рублей, тогда как действующая норма указывает 50 миллионов рублей. Данное изменение позволит осуществлять предварительную оценку квалификации участников размещения заказа, что особенно важно при обеспечении безопасности социальных объектов (жилых домов, школ, детских садов, поликлиник и т. д.), строительство либо ремонт которых является предметом размещаемого заказа.
3. Законопроектом предлагается дополнить Закон статьёй 14.1, предусматривающей особенности участия государственных и муниципальных предприятий и учреждений в размещении заказов. Так, законопроектом предлагается, что государственные и муниципальные предприятия и учреждения участвуют в размещении заказов путем проведения торгов без внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации об аукционе.
4. В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование об отсутствии участника размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков только при размещении заказа на торгах. Законопроектом предлагается предусмотреть аналогичное право заказчика, уполномоченного органа при проведении запроса котировок путем внесения изменений в статью 42 Закона.
5. Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть в течение одного месяца, но не квартала, как указано действующей нормой, возможность размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
6. Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив право органов антимонопольной службы рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.29 и 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и передав это право судьям в целях установления дополнительных гарантий прав и законных интересов лиц - участников отношений по размещению государственных и муниципальных заказов.
Законопроект направлен на совершенствование правовых норм по обеспечению эффективного использования средств и развития добросовестной конкуренции. Законопроект реализует потребности заказчиков, подкрепленные опытом применения Закона, в сфере размещения заказов. Принятие данного законопроекта будет способствовать совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере размещения заказа.
------------------------------
* Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 16057/07; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2007 по делу N Ф04-3435/2007(34732-А70-24); Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2007 по делу N А43-490/2007-8-19; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2008 по делу N А17-218/13-2007.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе";
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд";
- приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2007 года N 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.