Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О теплоснабжении"
Необходимость разработки и принятия Закона "О теплоснабжении" признана Правительством РФ еще в 2003 г. при принятии пакета Законов в сфере электроэнергетики.
Федеральный закон "Об электроэнергетике" (ФЗ-35) установил правовые основы экономических отношений потребителей электрической и тепловой энергии, в том числе при производстве электроэнергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Предлагаемый к принятию Закон "О теплоснабжении" является логическим продолжением развития отношений в сфере теплоснабжения, заложенными Федеральным законом "Об электроэнергетике" (ФЗ-35).
Современная система отопления мегаполисов и городов в РФ организована как система централизованного теплоснабжения. К системам централизованного теплоснабжения подключено 73% населения страны, они снабжают теплом более 90% городских и около 20% сельских жителей.
Основными источниками тепла в системах централизованного теплоснабжения являются теплофикационные энергоблоки на электростанциях (ТЭЦ) и котельные.
Согласно статистическим данным производство тепла в России характеризуется следующими показателями:
- централизованные источники производят тепла 71,5%, из них тепловые электростанции - 29,3%, мощные (более 20 Гкал/ч) котельные - 53,9%, прочие источники -16,8%;
- децентрализованные источники производят тепла 28,5%, из них котельные (менее 20 Гкал/ч) - 38,2 %, автономные теплоисточники - 61,8%.
В результате поведенных# в электроэнергетике рыночных преобразований, объекты СЦТ в настоящее время разделены между владельцами различных форм собственности. При этом особую тревогу вызывает проблема хаотичного развития систем теплоснабжения. Опираясь на действующее законодательство, предусматривающее обязательность разработки программ комплексного развития систем теплоснабжения, предлагаемый закон определяет методологическую базу для таких работ.
Следует отметить, что Федеральный закон "Об электроэнергетике" (ФЗ-35), со дня вступления его в силу в полном объеме, предусматривает прекращение действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Вопросы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию требуют дополнительной регламентации на законодательном уровне, в связи с чем, необходимо законодательное закрепление общих принципов организации экономических отношений в теплоснабжении, а так же формирование системы государственной политики в этой сфере.
Закон определяет общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в теплоснабжении, в том числе систему организации инновационной и инвестиционной политики государства в сфере теплоснабжения, систему мониторинга теплового хозяйства.
В соответствии с требованиями ст. 71 - 73 Конституции Российской Федерации, основные полномочия органов власти законом предлагается распределить следующим образом:
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся:
- разработка и реализация государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии Российской Федерации;
- утверждение правил организации теплоснабжения;
- установление стандартов раскрытия информации;
- утверждение основ ценообразования и правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения,
- установление порядка рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти относятся:
- контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя;
- утверждение требований к содержанию и порядку разработки схемы теплоснабжения;
- реализация полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
- утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду;
- антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения;
- ведение государственного реестра и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся:
- реализация полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
- осуществление контроля по исполнению органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о теплоснабжении.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
- обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования;
- разработка, утверждение и актуализация схемы теплоснабжения;
- реализация полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
- выполнение требований и контроль готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду;
Закон "О теплоснабжении" определяет организационную структуру управления теплоснабжением населенных пунктов в условиях изменения отношений собственности в российском теплоснабжении и развивая Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" (ФЗ-315) устанавливает процедуры саморегулирования в сфере теплоснабжения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О теплоснабжении"
Введение в действие Федерального закона "О теплоснабжении" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении"
В случае принятия проекта федерального закона "О теплоснабжении" необходимо принять:
1) Постановление Правительства Российской Федерации об основах ценообразования и правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
2) Постановление Правительства Российской Федерации о правилах организации теплоснабжения;
3) Постановление Правительства Российской Федерации о порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, регулируемыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении тарифов, а также утверждении и актуализации схем теплоснабжения;
4) Постановление Правительства Российской Федерации о стандартах раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также органами регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.