Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений" (далее - проект технического регламента) разработан во исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и пункта 2 Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р (в редакции от 28 декабря 2007 г. N 1930-р). В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент относится к первоочередным и должен быть принят до 1 января 2010 г.
При разработке проекта технического регламента использовалась Директива 89/106 ЕС - основной нормативный акт Европейского союза в отношении строительной продукции.
Структура технического регламента соответствует требованиям Федерального закона "О техническом регулировании" и включает в себя три основные части:
требования к безопасности зданий и сооружений;
требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции;
формы оценки соответствия.
В проекте технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" объектами технического регулирования являются объекты капитального строительства (здания, сооружения) на всех стадиях их жизненного цикла, но не процессы изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, сноса.
Идентификация объекта технического регулирования проводится по трем признакам:
1) по назначению (жилые, общественные, производственные здания и т.д.);
2) по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный) - от уровня ответственности зависят коэффициенты запаса, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ;
3) применительно к формам оценки соответствия, где объекты разделены на три группы:
объекты, подлежащие обязательной государственной экспертизе и надзору;
объекты, не подлежащие обязательной государственной экспертизе и надзору;
объекты индивидуального жилищного строительства.
Формы оценки соответствия подразделяются на две группы: осуществляемые государственными органами власти и осуществляемые негосударственными организациями.
К формам оценки соответствия, осуществляемым государственными органами власти, относятся государственная экспертиза, государственный строительный надзор, ввод в эксплуатацию объектов, государственный эксплуатационный контроль, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию.
К формам оценки соответствия, осуществляемым негосударственными организациями относятся негосударственная экспертиза, строительный контроль, авторский надзор, испытания, эксплуатационный контроль, заключение о соответствии.
Технический регламент устанавливает требования по шести видам безопасности строительной продукции:
1) механическая безопасность;
2) пожарная безопасность;
3) безопасность в сложных природных и техногенных условиях;
4) требования безопасных условий проживания (биологическая, химическая, радиационная безопасность);
5) требования безопасности пользования (электробезопасность, термобезопасность).
6) требования безопасного воздействия на окружающую среду.
Выполнение указанных требований безопасности применительно к конкретному зданию, сооружению позволит обеспечить его безопасность в целом.
При этом каждое из этих требований безопасности к продукции более детально сформулировано во втором разделе проекта технического регламента применительно ко всем этапам жизненного цикла строительной продукции.
Особенностью строительной продукции является то, что элементы безопасности будущего здания или сооружения закладываются на всех стадиях от инженерных изысканий до вывода из эксплуатации. Поэтому в проекте технического регламента все требования к безопасности зданий и сооружений прописаны применительно к каждому этапу жизненного цикла строительной продукции.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" проект технического регламента прошел публичное обсуждение. Уведомление о начале публичного обсуждения проекта технического регламента было опубликовано 13 декабря 2007 г., а о завершении публичного обсуждения - 6 марта 2008 года в журнале национального органа по техническому регулированию "Вестник технического регулирования". За это время было получено более 1500 замечаний и предложений от более чем 100 юридических и физических лиц.
Проект технического регламента прошел обсуждение на общественных площадках:
дважды - в Межотраслевом совете комитета по техническому регулированию РСПП;
в комитете по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ;
в Экспертном совете по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по строительству и земельным отношениям;
в Экспертной комиссии по техническому регулированию при федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромторг России).
По результатам обсуждения в указанных организациях были получены положительные заключения по проекту технического регламента.
Финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"
Проект федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений" (далее - проект технического регламента) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и пунктом 2 Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р (в редакции распоряжения от 28 декабря 2007 г. N 1930-р).
Основными положениями законопроекта, которые связаны с возможностью выделения средств из федерального бюджета являются вопросы консервации объектов, разработки национальных стандартов и сводов правил, которые являются доказательной базой соблюдения требований технических регламентов, а также осуществление государственного контроля (надзора) в процессе эксплуатации зданий, сооружений. По всем этим вопросам необходимо отметить следующее.
Консервация объекта может осуществляться при необходимости прекращения или приостановки строительства. В связи с тем, что консервация проводится только в случаях сбоя в процессе строительства и является особым случаем, расходы на консервацию дополнительно не планируются, и предусматриваются за счет средств, выделенных на строительство. В этой связи дополнительных финансовых затрат заказчику строительства предусматривать не требуется.
Разработка национальных стандартов, применение которых в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании" является достаточным условием выполнения требований технического регламента, осуществляется в рамках программы разработки национальных стандартов за счет средств основной деятельности Федерального агентства по техническому регулированию. В этой связи дополнительных средств федерального бюджета на их разработку не потребуется.
Не потребуется дополнительных средств федерального бюджета также в части государственного контроля (надзора) в процессе эксплуатации зданий и сооружений по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Ф3 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.
Следует отметить, что Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" регулирует вопросы осуществления технологических процессов на производственных объектах. Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений" регламентирует вопросы контроля за техническим состоянием строительных конструкций, а также за соблюдением правил их эксплуатации.
Вместе с тем полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в процессе эксплуатации нежилых зданий и сооружений (за исключением опасных производственных объектов) в настоящее время в федеральном законодательстве не определены.
Проектом федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что в процессе эксплуатации зданий и сооружений контроль (надзор) за указанными зданиями и сооружениями осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти применительно к особо опасным технически сложным и уникальным объектам, в отношении остальных объектов - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принятие законопроекта наделяет субъекты Российской Федерации полномочием по осуществлению государственного контроля (надзора) в процессе эксплуатации зданий и сооружений, помимо жилых зданий, а федеральные органы исполнительной власти полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в отношении остальных зданий.
Учитывая, что указанный государственный контроль будет осуществляться уже образованными органами исполнительной власти (на федеральном уровне - Ростехнадзором, на уровне субъектов Российской Федерации - органами государственного строительного надзора) выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета не потребуется.
Статьей 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 данного Федерального закона, за счет средств субъекта Российской Федерации, если это участие предусмотрено федеральными законами. При этом финансирование данных полномочий в таком случае не является обязанностью для субъекта Российской Федерации, а также основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
С учетом изложенного, не потребуется выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета в связи с принятием федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих приостановлению изменению, дополнению, в том числе актов Правительства Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "О техническом регламенте "О безопасности зданий и сооружений"
Принятие Федерального закона "О техническом регламенте "О безопасности зданий и сооружений" потребует внесения изменений в следующие нормативно-правовые акты:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации;
2) Градостроительный кодекс Российской Федерации;
3) Жилищный кодекс Российской Федерации;
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
7) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
8) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
9) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
10) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
11) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
12) Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
13) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов";
14) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
15) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
16) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.