Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
(в части обеспечения повышения эффективности государственной поддержки кинематографии и театрального искусства)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" подготовлен с целью обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета при размещении заказов на создание и приобретение произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм.
С принятием Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" создание и приобретение произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм, а также государственная поддержка проката и показа национального фильма были отнесены к "закупкам для государственных нужд".
Федеральным законом N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был введен новый механизм реализации государственных закупок в сфере культуры и искусства, отражающий особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма, при этом разрешено размещать заказы у единственного поставщика на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных или муниципальных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы.
Однако, после вступления в силу указанного Закона при реализации механизмов государственных закупок в сфере культуры и искусства организации культуры столкнулись с рядом существенных препятствий и принципиальных ограничений.
Реализация данного Закона в настоящее время существенно затруднена, поскольку произведения литературы, искусства, а также исполнения охраняются законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, в котором установлены особенности гражданского оборота этих объектов.
Создание творческого продукта - особый вид деятельности, при котором первостепенную роль не может играть стоимость создаваемого продукта. Главное свойство любого творческого результата - его уникальность, выражение особенности таланта и творчества конкретного субъекта (режиссера, артиста, художника и т.п.). Результат художественного творчества потому и имеет ценность не только культурную, но и экономическую, что его создание возможно только конкретными лицами творческих профессий. Аудиовизуальное произведение или театральная постановка как культурный продукт будут иметь свою привлекательность только в том случае, если они поставлены конкретным режиссером, который в целях реализации своих творческих замыслов привлекает к участию в постановочном процессе конкретных авторов и исполнителей, чья эстетика и художественная самобытность соответствуют воплощению его идеи. Творческий продукт в большинстве случаев является комплексным, наиболее сложным и многоэлементным результатом творческих усилий группы лиц (драматург, режиссер, художник, актеры), что, безусловно, порождает особенности, связанные как с экономической, так и с правовой составляющей его создания и приобретения.
В целях урегулирования данного противоречия и обеспечения деятельности по государственной поддержке национальной кинематографии, отечественного театрального, музыкального, исполнительского искусства законопроектом предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которым нормы законодательства в сфере поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг не будут распространяться на случаи размещения заказов на создание или приобретение произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм для государственных и муниципальных нужд.
Это позволит при создании произведений, исполнений ориентироваться не на стоимость продукта или поставщика товара, а на сам творческий проект, соответствие его требованиям художественной, культурной и общественной значимости, выбирать при создании сложных объектов (кинофильмы, спектакли) соавторов - единомышленников, достигающих в творчестве единой цели.
Также необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" одной из форм государственной поддержки кинематографии является государственное финансирование проката и показа национальных фильмов.
Государственное финансирование кинематографии как финансовая помощь из федерального бюджета, перечисляемая на безвозмездной и безвозвратной основе есть ни что иное, как субсидия (ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ).
Бюджетное финансирование предоставляется юридическому лицу - кинопроизводящей организации для целевого использования в качестве частичного (долевого) финансирования. Государственная поддержка создания отечественных фильмов преследует своей целью сохранение и развитие производственного и кадрового потенциала российского кино, а также увеличение количества качественных и общественно-полезных национальных фильмов.
Учитывая, что частичное государственное финансирование производства, тиражирования, проката и показа национальных фильмов, следует рассматривать согласно Бюджетному Кодексу РФ как субсидии из федерального бюджета, то в законопроекте предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", определяющий условия осуществления государственного финансирования кинематографии, исключив ссылки на применение Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование проката и показа национальных фильмов - форма доведение# до зрителей лучших, наиболее художественно значимых фильмов, что является задачей не столько экономической, сколько политической и социальной. Поэтому здесь наиболее важен принцип творческого отбора фильмов, а не их оценка с точки зрения цены.
На основании изложенного следует признать что, Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не распространяется на случаи частичного государственного финансирования производства, проката и показа национальных фильмов.
Предлагаемый в законопроекте отказ от размещения заказов на создание произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм через конкурсы на практике следует заменить на систему творческих конкурсов, что должно быть нормативно закреплено ведомственными правовыми актами о порядке и условиях проведения творческого конкурса, которые должны регулировать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления при размещении заказов на данные услуги и обеспечивать:
- открытость, гласность и прозрачность при выделении бюджетных средств;
- расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в творческом конкурсе;
- развитие добросовестной конкуренции;
- предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В целях обеспечения объективности и профессиональных оценок при отборе проектов в состав творческих комиссий должны включаться лица творческих профессий, выдающиеся деятели культуры, представители общественных объединений.
Регламентированная на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов система творческих конкурсов позволит эффективно расходовать бюджетные средства, а также осуществлять контроль за процедурой размещения заказов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части обеспечения повышения эффективности государственной поддержки кинематографии и театрального искусства)
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не потребует внесения изменений, дополнений, признания утратившими силу или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.