Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В условиях финансово-экономического кризиса от законодательной власти требуются решения, направленные на поддержку предприятий и организаций, способствующие стимулированию их экономической активности. Недавние решения, принятые Государственной Думой в части снижения налога на прибыль, изменения порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, увеличение налогового вычета для физических лиц, приобретающих жилье, возможное снижение решением субъектов РФ ставки налога на прибыль субъектам малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), безусловно, чрезвычайно важны и полезны, однако, недостаточны.
Различные исследования экономических кризисов, уже произошедших в мире, в том числе в России, указывают на то, что только около четверти всех организаций и предприятий получают прибыль в условиях экономического кризиса. Остальные экономические агенты убыточны. Поэтому одного лишь снижения налога на прибыль в 4 процентных пункта и возможного (впрочем, как и не возможного) снижения налога на прибыль для малых предприятий, применяющих УСН, недостаточно для поддержки российских предприятий и всего реального сектора экономики.
В качестве антикризисной меры законопроектом предлагается снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на 8 процентных пункта с 18% до 10% сроком на 1 год. Снижение ставки позволит предприятиям-налогоплательщикам НДС сэкономить порядка 830 млрд. рублей, как оценено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту. Это те деньги, которые реально остаются в реальном секторе экономики, у предприятий. Последние вольны распоряжаться ими по своему усмотрению, использовать, в том числе, на техническое перевооружение и инвестиции в основной капитал. Именно этой особенностью отличается предложение о снижении ставки НДС от принятых ранее норм, согласно которым предусматривается трехмесячная рассрочка по уплате налога на добавленную стоимость. При рассрочке предприятиям все равно приходится "замораживать" или резервировать средства, направляемые на погашение платежей по НДС. Оцененные в финансово-экономическом обосновании выпадающие доходы федерального бюджета составляют всего 7,5% от всей доходной части федерального бюджета. 7,5% от всей доходной части федерального бюджета не лишают бюджетной системы сбалансированности. Бюджет по-прежнему остается профицитным.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" предусматривается снижение ставки налога на добавленную стоимость с 18 процентов до 10 процентов. Прогноз поступлений по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации на 2009 год, согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", составляет 1 868 240 416,0 тыс. рублей при действующих в настоящее время ставках указанного налога. При снижении ставки налога на добавленную стоимость с 18 процентов до 10 процентов потери федерального бюджета оцениваются в 829 969 074,7 тыс. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Соответствующие изменения предусмотрены в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.