Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 июля 2002 г. N 4880с, пункта 2 Плана первоочередных мероприятий по государственному регулированию деятельности авиации общего назначения (поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2002 г. N МК-П10-13847), поручений Правительства Российской Федерации от 15 мая 2004 г. N АЖ-П9-3207 и от 5 февраля 2008 г. N П9-3255 Министерством транспорта Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект).
В соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Представленным законопроектом предусматривается установление повышенных мер ответственности за административные правонарушения, а также введение административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение порядка размещения объектов в районе аэродрома, вертодрома, посадочной площадки, установленного Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084.
Указанные выше вопросы административного законодательства в соответствии с пунктом 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к ведению Российской Федерации и не требуют согласования с субъектами Российской Федерации.
В условиях роста объемов перевозок и авиационных работ, а также активности авиации общего назначения необходимо принять дополнительные меры, направленные на совершенствование государственного контроля за осуществлением деятельности в сфере гражданской авиации для обеспечения необходимого уровня безопасности полетов и авиационной безопасности.
Министерством транспорта Российской Федерации во взаимодействии с правоохранительными органами проводится работа по выявлению и пресечению нарушений воздушного законодательства.
Нарушения воздушного законодательства имеют место при несоблюдении правил перевозки пассажиров и грузов, превышении ограничений по полетной массе или центровке, выполнении коммерческих перевозок пассажиров на грузовых воздушных судах, несанкционированном внесении изменений в конструкцию воздушного судна, выполнении полета неукомплектованным экипажем воздушного судна, на незарегистрированных воздушных судах, без необходимых судовых документов, а подчас, и при управлении воздушным судном в нетрезвом состоянии.
Участились случаи правонарушений пассажирами на транспорте, в том числе и на борту воздушных судов, как правило, в состоянии алкогольного опьянения.
Так, по информации МВД России в 2007 году за мелкое хулиганство в общественном месте, т.е. на борту воздушного судна и в аэропорту к административной ответственности привлечено 245 пассажиров, за распитие спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения на борту воздушного судна и в аэропорту 483 пассажира. В первом квартале 2008 года за совершение мелкого хулиганства на борту воздушного судна к административной ответственности привлечено 128 пассажиров, а за распитие спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения 126 пассажиров.
Этому способствует отсутствие действенных мер административного воздействия на нарушителей воздушного законодательства.
Увеличение количества хулиганских действий на борту воздушного судна, создающих угрозу безопасности полета, подтверждаются и в неоднократных обращениях авиакомпаний в Минтранс России с просьбой ужесточить ответственность за указанные действия.
Меры административного воздействия, предлагаемые законопроектом дифференцировано отвечают степени опасности допускаемых нарушений.
Представленным законопроектом предусматривается повышение мер ответственности:
за действия, угрожающие безопасности полетов;
за нарушение норм авиационной безопасности;
за нарушение правил использования воздушного пространства;
за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов;
за невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна и за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, в транспортном средстве общего пользования;
за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации.
Конкретизированы и в зависимости от ответственности изложены административные нарушения безопасности полетов и безопасности эксплуатации воздушных судов, предусматривающие административную ответственность:
за нарушение федеральных авиационных правил, регулирующих порядок допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
за вылет на воздушном судне с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого в установленном порядке специально уполномоченным органом, либо с нарушением норм пассажировместимости;
за управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им;
за управление воздушным судном, не прошедшим в установленном порядке государственную регистрацию или государственный учет, либо без государственных и регистрационных опознавательных знаков или учетных опознавательных знаков, либо с заведомо подложными государственными и регистрационными опознавательными знаками или учетными опознавательными знаками;
за управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна;
за управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
за допуск к полету воздушного судна, не прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию или государственный учет либо без государственных и регистрационных опознавательных знаков или учетных опознавательных знаков, либо с заведомо подложными государственными и регистрационными опознавательными знаками или учетными опознавательными знаками, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо с неукомплектованным летным или кабинным экипажем, либо с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого в установленном порядке специально уполномоченным органом, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости), а также ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лиц, не имеющих на то право, или находящихся в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права, или находящимся в состоянии опьянения;
за выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Установлена административная ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента, предусматривающая административную ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия, инцидента, сведений о них, а равно искажение информации, совершенные должностным или юридическим лицом, обязанным обеспечивать их доведение уполномоченным органам, а также повреждение или уничтожение лицом, ответственным за сохранность бортовых и наземных средств объективного контроля и других, связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов.
Административная ответственность, применявшаяся ранее за действия, угрожающие безопасности полетов, за нарушения мер по обеспечению авиационной безопасности, допускаемые в районе или на территории только аэродрома (аэропорта), законопроектом распространена и на аналогичные действия, допускаемые в районе или на территории вертодрома и посадочной площадки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует подготовки и принятия актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.