Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.4. Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 19.05.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.4. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"" (далее - проект закона) разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N ММ-П11-4812, от 31.03.2022 N ТГ-П11-5122, от 04.04.2022 N МХ-П16-5415 и в целях приведения норм водного законодательства к единообразию с нормами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Зоны санитарной охраны организовываются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 1 части 3 статьи 44 Водного кодекса установлен запрет на сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, без разграничения режима в зависимости от пояса зоны санитарной охраны.
Санитарными правилами в отношении первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения установлен полный запрет сброса сточных вод.
В то же время, согласно положениям СанПиН 2.1.4.1110-02 и Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 N 45 (далее - СП 2.1.4.2625-10), в акватории 2 пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения не допускается сброс сточных вод несоответствующих гигиеническим нормативам; в границах 2 и 3 поясов ЗСО поверхностных источников не допускается отведение сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод.
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), установлены гигиенические нормативы, предъявляемые к качеству воды водных объектов, являющимися источниками питьевого и хозяйственно-бытового водопользования.
Таким образом, предлагаемые изменения направлены на синхронизацию водного и санитарного законодательства, а также уточняют имеющийся запрет на сбросы сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отсылочной нормой к законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части гигиенических нормативов, предъявляемых к качеству воды водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Необходимо также отметить, что предлагаемые изменения не исключают проверки соблюдения требований к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания, условий хозяйственной деятельности, установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, которая будет, как и прежде, осуществляться в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, социально-гигиенического мониторинга, а также применения соответствующих санкций в случае их нарушения.
Кроме того, в целях обеспечения приоритета охраны водных объектов перед их использованием сохраняется институт нормирования и контроля за качеством сбрасываемых сточных вод в рамках государственного экологического надзора и производственного экологического контроля.
Вместе с тем приводить водное законодательство в соответствие с санитарным следует при условии установления требований к соответствию качества стоков, помимо гигиенических, также экологическим и рыбохозяйственным нормативам.
Следует отметить, что в настоящее время в силу статьи 44 Водного кодекса сброс даже нормативно очищенных сточных вод в такие водные объекты запрещен, что препятствует эксплуатации объектов инфраструктуры и оформлению необходимых разрешительных документов.
Так, в одной только Кировской области около сотни предприятий, обслуживающих, в том числе, сферу жилищно-коммунального хозяйства, теплоэлектростанции, оказались "вне закона".
По окончании срока действия ранее выданных лицензий на водопользование из-за положений статьи 44 Водного кодекса не представляется возможным выдать новое решение о предоставлении водного объекта в пользования для целей сброса сточных вод. Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах, таких, например, как Чувашская Республика, Пензенская, Ярославская, Ивановская, Тверская, Смоленская и Московская области.
Предлагаемые изменения в дальнейшем позволят эксплуатировать объекты инфраструктуры, расположенные в границах указанных территорий, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" допускается осуществлять сбросы в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, для которых установлены предельно допустимые концентрации.
Статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что критерии безопасности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов устанавливаются санитарными правилами.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В проекте закона отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Устанавливаемые в законопроекте нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г.Астана - 29.05.2014), положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта закона не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта закона не предполагает изменений и дополнений полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.