Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроект направлен на совершенствование налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
С 1 января 2006 года, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", увеличен предельный размер дохода, используемого в качестве критерия для определения возможности применения упрощенной системы налогообложения, - с 11 до 15 млн. рублей (пункт 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации). Также повышен размер дохода, при превышении которого налогоплательщик должен уплачивать налоги на общих основаниях, - с 15 до 20 млн. рублей (пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако проведенная индексация предельного размера дохода не способствует поддержке и стимулированию деятельности малых предприятий. При индексации применялись только показатели инфляции, но не учитывались фактические условия предпринимательской деятельности, а также высокий уровень сокрытия доходов.
Установленный критерий в настоящих условиях является необоснованно низким, ограничивает возможность развития предприятий и применение организациями данной системы налогообложения в сфере производства, не позволяет увеличивать количество рабочих мест и размер официально выплачиваемой заработной платы.
По экспертной оценке из-за сокрытия налогоплательщиками доходов и объектов налогообложения, как было отмечено на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, в бюджеты всех уровней ежегодно недопоступает от 30 до 40 процентов налогов. В соответствии с официальными данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю в 2004 - 2005 годах нерегистрируемые доходы, в которые входит и скрытая оплата труда, составили 17,5 процентов денежных доходов населения.
При существующем уровне сокрытия доходов в сфере малого предпринимательства действующее ограничение размера выручки для плательщиков единого налога по упрощенной системе налогообложения стимулирует "теневую" деятельность.
Установленное ограничение по объему доходов негативно влияет и на уплату налога на доходы физических лиц - работников организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога.
Во избежание широкого распространения различных теневых схем ухода от налогообложения экономически оправданным в настоящее время является увеличение максимального размера дохода, при котором возможно уплачивать единый налог по упрощенной системе налогообложения, до 50 млн. рублей в год (9 месяцев - 37,5 млн. рублей).
Увеличение объема годового дохода, позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения, для малых предприятий будет являться гарантом стабильности деятельности в течение нескольких лет, а, следовательно, стимулом для развития, обеспечит благоприятные условия для создания новых рабочих мест и роста заработной платы работников.
Увеличение количества плательщиков налога и легализация доходов будет способствовать увеличению поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, что создаст стабильный дополнительный источник доходов региональных бюджетов.
По оценке, проведенной на основании анализа налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства Хабаровского края, в бюджет региона дополнительно поступит 396 млн. рублей, что связано с предполагаемым расширением применения упрощенной системы налогообложения и ростом поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемого за наемных работников субъектами малого предпринимательства. При этом поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации по предварительной оценке могут увеличиться на 17 млрд. рублей.
Вместе с тем, расширение применения упрощенной системы налогообложения, предусматривающей освобождение от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций, может привести к снижению поступлений в федеральный бюджет на 68 млрд. рублей.
Однако, возможные потери федерального бюджета будут полностью или частично компенсированы за счет косвенных факторов и источников доходов. Принятие данного закона будет способствовать снижению налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Создание более благоприятного налогового климата приведет к легализации значительной части теневого бизнеса, росту количества малых предприятий, увеличению производимых ими товаров, росту занятости и доходов населения. Кроме того, нельзя не учитывать фактор экономического развития. Рост платежей по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество перекроет выпадающие доходы бюджетов различных уровней и фактического снижения по указанным налогам не будет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.