Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Малый бизнес является одним из наиболее эффективных механизмов выхода экономики на инновационный путь развития, ускорения структурной перестройки и модернизации экономики на основе нового технологического уклада, стимулирования инвестиций и инвестиционной активности. Однако проблема формирования системной поддержки малого предпринимательства до настоящего времени не решена. Уже давно назрела необходимость принятия действенных мер по поддержке малого предпринимательства в целях создания благоприятных условий для устойчивой работы субъектов малого бизнеса. Полагаем, что для эффективного развития института малого предпринимательства, становления его инфраструктуры необходимо создание для него благоприятных условий деятельности, обеспечив тем самым конкурентоспособность предприятий малого бизнеса, развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов малого предпринимательства, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а также в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на совершенствование налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и предполагает увеличение предельного размера дохода, используемого в качестве критерия для определения возможности применения упрощенной системы налогообложения, - с 15 до 195 млн рублей в случае, если организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по итогам девяти месяцев текущего года, и увеличение предельного размера дохода, служащего критерием утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, с 20 до 260 млн рублей.
Вышеназванные показатели не изменялись с 1 января 2006 года. Установленный критерий в настоящих условиях является необоснованно низким, ограничивает возможность развития предприятий и применение организациями данной системы налогообложения в сфере производства, не позволяет увеличивать количество рабочих мест и размер официально выплачиваемой заработной платы.
Во избежание широкого распространения различных теневых схем ухода от налогообложения экономически оправданным в настоящее время является увеличение максимального размера дохода, при котором возможно уплачивать единый налог по упрощенной системе налогообложения, до 260 млн рублей в год (9 месяцев - 195 млн рублей).
Увеличение объема годового дохода, позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения, для малых предприятий будет являться гарантом стабильности деятельности в течение нескольких лет, а следовательно, стимулом для развития, обеспечит благоприятные условия для создания новых рабочих мест и роста заработной платы работников. А также позволит уйти от схемы создания многочисленных малых предприятий, оказывающих услуги друг другу, и тем самым приведет к укрупнению уже существующих предприятий, что благоприятно скажется на их деятельности.
Председатель |
В.В. Горчаков |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроект направлен на совершенствование налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Во избежание широкого распространения различных теневых схем ухода от налогообложения предлагается увеличить максимальный размер дохода, при котором возможно уплачивать единый налог по упрощенной системе налогообложения, до 260 млн рублей в год (195 млн рублей по итогам 9 месяцев).
По информации Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю поступления в краевой бюджет по единому налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения, за 2007 год составили 1099,1 млн рублей (за 2006 год - 767,6 млн рублей). Рост поступлений к уровню 2006 года составил 143,2 процента. Доля единого налога в общей сумме поступлений в краевой бюджет составляет 4,8 процента.
Предлагаемые законопроектом изменения повлияют на межбюджетное распределение доходов по специальному и общему режимам налогообложения. В связи с предполагаемым расширением применения упрощенной системы налогообложения и ростом налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации по данному виду налога, а также по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому за наемных работников субъектами малого предпринимательства, возрастут доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Уплата единого налога при применении упрощенной системы налогообложения заменяет уплату в федеральный бюджет налога на прибыль (6,5 процента), налога на добавленную стоимость, единого социального налога. Поэтому принятие данного законопроекта приведет к снижению поступлений в федеральный бюджет. В связи с отсутствием базовых данных по изменениям, предусмотренным проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", расчет сумм поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации не проводился.
Считаем, что снижение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства и создание более благоприятного налогового климата приведет к легализации значительной части теневого бизнеса, росту количества малых предприятий, увеличению производимых ими товаров, росту занятости и доходов населения. Рост платежей по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество перекроет выпадающие доходы бюджетов различных уровней, и фактического снижения по указанным налогам не будет.
Председатель |
В.В. Горчаков |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, признания утратившими силу или приостановления актов федерального законодательства, принятия иных федеральный законов.
Председатель |
В.В. Горчаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.