Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 358352-4 "О внесении дополнений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Бурыкиной, И.Н. Габдрахмановым, И.И. Гильмутдиновым, В.С. Груздевым, А.С. Ивановым, Р.В. Кармазиной, В.Н. Кравченко, В.Ф. Кузнецовым, Г.К. Леонтьевым, В.Л. Нефедовым, С.Ю. Осадчим, Е.В. Паниной, З.М. Степановой, А.М. Сысоевым, А.А. Тягуновым, А.Н. Чилингаровым, А.М. Чухраевым, а также М.В. Баржановой, В.Н. Басыгысовым, А.Н. Белоусовым, В.И. Галушкиным, В.В. Гребенниковым, Г.С. Дорошенко, В.Н. Ельцовым, В.А. Жидких, П.П. Камшиловым, А.А. Кармеевым, Ю.М. Коневым, М.Ф. Магдеевым, И.Я. Мосякиным, З.А. Нахушевым, А.В. Огоньковым, В.Е. Оськиной, П.Н. Рубежанским, Л.М. Рудиковой, В.В. Семаго, В.И. Смоленским, Т.А. Фральцовой, С.И. Шавриным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 358352-4 "О внесении дополнений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законопроектом предлагается дополнить часть 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) положением о предоставлении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права проводить проверки и составлять протоколы об административных правонарушениях при нарушении правил продажи отдельных видов товаров и других нарушениях в области защиты прав потребителей, а также в области розничной продажи алкогольной продукции.
В настоящее время это правомочие отнесено к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Концепцией Кодекса предусматривается, что в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях соответствующим федеральным органам исполнительной власти (часть 4 статьи 1.3 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов в пределах их компетенции и в соответствии с задачами, возложенными на них федеральными законами (части 1 и 2 статьи 28.3 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ)
Комитет отмечает, что предложенная законодательная инициатива нарушает предусмотренное статьей 1.3 КоАП РФ концептуальное разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере потребительского рынка и услуг приведет к дублированию функций между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также не ясно, предлагается ли разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанных сферах либо такие полномочия федеральных органов в полном объеме предлагается передать на региональный уровень.
Кроме того, авторами не приведены достаточные обоснования, свидетельствующие о необходимости наделения должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в вышеуказанных сферах.
Следует также отметить, что Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает и в своем официальном отзыве указывает, что финансовое обеспечение отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета.
В этой связи не вполне ясны финансовые последствия реализации положений законопроекта для федерального бюджета.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "7" мая 2009 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.