Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее законопроект)
С принятием Жилищного кодекса РФ круг лиц, которые имеют право встать на учет нуждающихся в предоставлении социального жилья, был резко ограничен. На социальное жилье могут претендовать только малоимущие граждане. При постановке на учет оцениваются не только жилищные условия, но и доход, и имущество всех членов семьи. В то же время Жилищный кодекс РФ ничего не предложил гражданам, которые не могут быть отнесены к категории малоимущих, но, с другой стороны, не могут воспользоваться ипотекой, и тем более не могут приобрести жилое помещение на рынке.
В такую ситуацию, по нашим оценкам, попали 60-70% граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это, в основном, работники бюджетной сферы. И для них надо срочно предложить такую форму, как наем жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде некоммерческого использования. Жилые помещения по договорам некоммерческого найма будут предоставляться определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и не являющихся малоимущими.
Этот способ обеспечения жилыми помещениями граждан становится особенно востребованным в период кризиса. Отличие от социального жилищного фонда в том, что жилищный фонд некоммерческого использования не дотируется из бюджета, не надо выделять средства на содержание и ремонт этого фонда. Он не требует бюджетных расходов, но и не является источником доходов в отличии от жилищного фонда коммерческого использования. С другой стороны, плата за некоммерческий наем жилого помещения доступна для граждан, так как отличается от рыночных цен в 2-3 раза. Сегодня эти граждане, нуждающиеся в жилье, вынуждены снимать квартиру на рынке жилья, что не позволяет им, в том числе, накопить средства для участия в будущем в ипотечных программах.
Особенностью жилищного фонда некоммерческого использования является и то, что жилое помещение в нем не подлежит приватизации, и то, что договор найма заключается на срок, как правило, до 5 лет с преимущественным правом нанимателя на его продление. Этот способ найма жилого помещения удобен для тех, кто не хочет обременять себя собственностью. Он дает возможность перемещения трудовых ресурсов по стране, что крайне актуально в период кризиса.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Согласно данной Концепции, государственная жилищная политика на указанный период для граждан с умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) направлена на создание системы мер государственной поддержки и развития кооперации.
Для реализации этой стратегической цели предполагается, в числе других мер, решение задачи разработки и внедрения института найма жилья.
В соответствии с Концепцией к 2020 году необходимо обеспечить функционирование всех форм использования жилищного фонда, в том числе, некоммерческий наем жилых помещений.
Потребность в жилищном фонде некоммерческого использования очевидна, в связи с этим, в отсутствии на федеральном уровне законодательной базы активизировалось нормотворчество на уровне субъектов Федерации.
Например, город Москва, формирует сеть "бездотационных домов" для предоставления жилых помещений гражданам на условиях найма, не преследуя цели создания источника для пополнения городского бюджета. Для данных домов устанавливается нулевая рентабельность, соответствующая бездоходному режиму использования для граждан, нуждающихся в жилых помещениях, но не являющихся малоимущими.
Однако, отсутствие в Жилищном кодексе РФ жилищного фонда некоммерческого использования приводит к тому, что "бездотационные жилые дома" неправомерно относят к жилищному фонду коммерческого использования (постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 708-ПП).
Жилищный фонд некоммерческого использования должен занять свою нишу между жилищным фондом социального использования и жилищным фондом коммерческого использования.
Для введения и развития института некоммерческого найма жилья законопроектом вносятся изменения в структуру жилищного фонда, определенную Жилищным кодексом РФ, обеспечивается законодательное регулирование отношений, связанных с предоставлением жилых помещений по договору некоммерческого найма, определяются особенности данного договора.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.