Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" и в статью 9 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 27.05.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" и в статью 9 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) направлен на гармонизацию положений Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-I) с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в части финансового обеспечения выполнения ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина" (далее также - учреждение) государственного задания за счет средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 октября 2008 г. N 1435-р целями деятельности ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина" являются организация отбора и подготовки космонавтов (астронавтов), их медицинское освидетельствование, медицинское обеспечение и реабилитация после выполнения космических полетов. На основании пункта 3 статьи 2 и подпункта "в" пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона N 215-ФЗ и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 191-р ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина" является подведомственным учреждением Госкорпорации "Роскосмос".
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 215-ФЗ Госкорпорация "Роскосмос" организует отбор и подготовку космонавтов, а также обеспечение деятельности отряда космонавтов через соответствующее учреждение Госкорпорации "Роскосмос".
В рамках выполнения данной функции отбор и подготовку космонавтов и обеспечение деятельности отряда космонавтов осуществляет ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина".
Частью 3 статьи 9 Федерального закона N 215-ФЗ определено, что финансовое обеспечение реализации полномочий и функций, предусмотренных данной статьей Федерального закона N 215-ФЗ, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Госкорпорация "Роскосмос" в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 41 Федерального закона N 215-ФЗ, подпунктом "б" пункта 5 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), пунктом 11 Положения об осуществлении Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от имени Российской Федерации функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений, предусмотренных пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", утвержденного постановлением Правительства Российский Федерации от 6 июня 2020 г. N 837, формирует и утверждает государственное задание на оказание ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина" государственных услуг (выполнение работ).
В соответствии с положениями абзаца первого пункта 3 статьи 692 Бюджетного кодекса государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями формируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом абзацем третьим пункта 3 статьи 692 Бюджетного кодекса установлено, что государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями могут быть сформированы также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - федеральные перечни).
Порядок формирования, ведения, утверждения федеральных перечней определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 640 государственное задание формируется на оказание государственных услуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности федеральных государственных учреждений, содержащихся в федеральных перечнях.
Согласно пункту 2 Правил формирования, ведения и утверждения федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг,не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1043, основанием для формирования федерального перечня и (или) внесения в него изменений являются положения следующих нормативных правовых актов, регулирующих оказание государственных услуг юридическим лицам и выполнение работ федеральными государственными учреждениями:
федеральных законов;
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (за исключением нормативных правовых актов, устанавливающих положения о деятельности федеральных органов исполнительной власти);
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, изданных в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Однако в Законе N 5663-I и в Федеральном законе N 215-ФЗ, устанавливающих правовые основы осуществления космической деятельности, в том числе пилотируемой космонавтики, отсутствует прямое указание на порядок финансирования деятельности по отбору и подготовке космонавтов.
В соответствии со статьей 20 Закона N 5663-I граждане Российской Федерации, выразившие желание участвовать в космических полетах и отвечающие установленным профессиональным и медицинским требованиям, отбираются для подготовки и осуществления космических полетов на основе конкурса. При этом в Законе N 5663-I отсутствуют положения, которые бы устанавливали за счет каких средств и кем проводится указанный отбор. Также не предусмотрена необходимость проведения дальнейшего отбора кандидатов в космонавты и отбора космонавтов в экипажи пилотируемых космических аппаратов. В связи с этим возникает неопределенность в отношении правовых оснований финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания по выполнению указанных работ за счет ассигнований средств федерального бюджета в соответствии со статьей 20 Закона N 5663-I.
Кроме того, в статье 20 Закона N 5663-I и в статье 9 Федерального закона N 215-ФЗ отсутствует указание на то, что работы по подготовке космонавтов, организации и проведению послеполетных мероприятий также выполняются учреждением Госкорпорации "Роскосмос" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Принимая во внимание, что Закон N 5663-I направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации, а Федеральный закон N 215-ФЗ определяет правовое положение, цели деятельности, полномочия и функции, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Госкорпорации "Роскосмос", нормы, определяющие порядок финансового обеспечения выполнения учреждением Госкорпорации "Роскосмос" государственного задания, должны содержаться именно в Законе N 5663-I.
В настоящее время субсидирование учреждения на выполнение государственного задания производится в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 781 Бюджетного кодекса. Однако отсутствие в Законе 5663-I прямых указаний на то, что отбор и подготовка космонавтов, организация и проведение послеполетных мероприятий являются работами, выполнение которых осуществляется бюджетным учреждением за счет бюджетных ассигнований, приводит к невозможности формировать федеральные перечни и, как следствие, к невозможности сформировать государственное задание учреждению.
В связи с этим финансирование деятельности учреждения по отбору и подготовке космонавтов и организации и проведению послеполетных мероприятий должно будет осуществляться в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 781 Бюджетного кодекса путем предоставления субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания. Данный порядок финансирования влечет за собой негативные последствия: отсутствие непрерывного финансирования учреждения, необходимость ежегодного подтверждения остатков целевых средств с рассмотрением большого объема документов, подтверждающих принятые обязательства учреждения согласно требованиям пункта 27 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496.
Принимая во внимание исторически сложившиеся государственное значение пилотируемой космонавтики, связанное с грандиозными, признанными во всем мире успехами отечественной науки и техники,и с учетом целого ряда международных обязательств, выполняемых учреждением. Изменения, предлагаемые законопроектом, обеспечат сохранение механизма выполнения государственной функции, связанной с отбором и подготовкой космонавтов, в соответствии с государственным заданием, которое сформировано учреждению на основании положений пункта 3статьи 692 Бюджетного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 92 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" деятельность, относящаяся к основным видам деятельности бюджетного учреждения,то есть деятельность, с целью выполнения которой создается учреждение, осуществляется в соответствии с государственным заданием. При этом субсидии на иные цели, как правило, предоставляются как мера дополнительной поддержки учреждений при необходимости осуществления расходов, не включенных в расчет объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, направленная на достижение конкретных результатов и имеющая конечные сроки реализации.
Законопроектом также вносятся изменения в статью 20 Закона N 5663-I в части наделения Госкорпорации "Роскосмос" полномочиями по установлению порядка отбора и подготовки кандидатов космонавты, космонавтов, формирования экипажей пилотируемых космических объектов и утверждения программы полета, организации и проведения послеполетных мероприятий, медицинского освидетельствования, медицинского обеспечения и реабилитации космонавтов после выполнения космических полетов, а также формирования отряда космонавтов и обеспечение его деятельности, включая использование государственной авиации, создание, поддержание и развитие средств подготовки космонавтов, с целью приведения их в соответствие с полномочиями Госкорпорации "Роскосмос", определенными статьей 9 Федерального закона N 215-ФЗ.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 9 Федерального закона N 215-ФЗ в части уточнения государственной функции: предлагается установить, что к государственной функции относится также отбор граждан Российской Федерации для подготовки и осуществления космических полетов, отбор и подготовка кандидатов в космонавты, организация и проведение послеполетных мероприятий (далее - послеполетные мероприятия).
Послеполетные мероприятия являются неотъемлемой завершающей частью цикла работ по отбору и подготовке космонавтов к выполнению космического полета и по выполнению космического полета.
Послеполетные мероприятия на месте посадки и эвакуация экипажей пилотируемых космических аппаратов на аэродром базирования организуются и проводятся ФБУ "Служба ЕС АКПС" совместно с ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина", ГНЦ РФ - ИМБП РАН, головной организацией - разработчиком пилотируемых космических аппаратов, организациями - постановщиками целевых работ (космических экспериментов) и международными партнерами, на основании соглашений между Госкорпорацией "Роскосмос" и соответствующими международными партнерами.
ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина" организует и проводит послеполетные мероприятия с экипажами пилотируемых космических аппаратов после выполнения космического полета (в частности, медицинская, физическая и психологическая реабилитация космонавтов). Кроме того, ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина", организациями - разработчиками пилотируемых космических аппаратов, космической техники, а также организациями - постановщиками целевых работ (космических экспериментов) проводится анализ результатов подготовки экипажа пилотируемых космических аппаратов и его деятельности в полете. Экипажами пилотируемых космических аппаратов в рамках послеполетных мероприятий подготавливаются отчеты о выполнении ими программы полета на пилотируемом космическом аппарате.
Послеполетные мероприятия ранее также входили в программу подготовки космонавтов. Их проведение предусмотрено Руководством по подготовке космонавтов СССР, утвержденным решением Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 15 июля 1987 г. N 227, и Административным регламентом Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по обеспечению отбора и подготовки космонавтов, утвержденным приказом Федерального космического агентства от 11 октября 2010 г. N 156 (зарегистрирован Минюстом России 31 января 2011 г., регистрационный N 19638). В настоящее время осуществляется работа по подготовке проекта приказа Госкорпорации "Роскосмос", направленного на установление правового регулирования отношений, связанных, в том числе, с организацией и проведением с экипажами пилотируемых космических аппаратов послеполетных мероприятий.
Таким образом, предлагаемые законопроектом положения позволят обеспечить соблюдение требований Бюджетного кодекса в части осуществления финансового обеспечения указанных работ в области пилотируемой космической деятельности путем предоставления учреждению субсидии на выполнение государственного задания.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения относятся к сфере исполнения государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", в которой предусмотрен необходимый объем бюджетных ассигнований. Выделение дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для реализации положений, предусмотренных законопроектом, не требуется.
Законопроектом не устанавливаются требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не влечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.